Текущее время: 29 мар 2024, 00:13

Поиск пещеры "Саксофон"

Поиск пещеры "Саксофон" на реке Аминовка с элементами ночного ориентирования и каньонинга, Адыгея, 17-18.01.2009

Состав группы:
Пахера, Енот, наблюдатель

16.01.2009

Я работаю до 18.00. Но это была не обычная пятница (хотя и не единственная) по своему характеру завершения трудовой недели). Мы же собирались в Цимлянск пару часов назад, а недавно Паша сообщил, что уже взял билеты на поезд до Белореченской с отправлением в 19.46 (правда я ему это и посоветовал и подобрал соответствующий поезд). И в 17.00 я отпрашиваюсь с работы и бегу домой за рюкзаком, потом на вокзал. Там встречаемся с Пахерой и Енотом и грузимся.

В поезде все бодрствуют. Я сразу завариваю себе кашу и выпиваю кипяток с булочкой, ложусь спать. Надо отдохнуть хорошенько за эти 6 часов в поезде, потому как ближайшие двое суток нас ждет настоящая адыгейская мультигонка, целью которой является поиск пещеры Саксофон. Вкратце морально подготовив группу я с удовольствием расположился на мягкой плацкартной боковой верхней полке. Поспать особо не дали соседи снизу, которых, как кажется держали месяц или больше с завязанным ртом, а в поезде сняли кляп (или люди у нас такие любители трещать всю ночь?).

17.01.2009

2.32 Белореченск. Выходим и встречаем Енота (он в другом вагоне).

Встречаем таксиста и убеждаем его согласиться с нашими расценками (главное знать тарифы).
Хотели взять обратные билеты на поезд, но в кассе никого не оказалось.
Таксист до конца поездки не знал куда мы едем, как и мы сами. Дело в том, что кое-кто несерьезно подготовился (было мало времени) и не разобрался с жпс (любезно предоставленный мистером Винни-Пухом). И мои треки, которые я скинул на мыло не залил в прибор.

Теперь мы ехали в сторону Хаджоха и судорожно пялились в жпс, надеясь, что он сделает все сам, но ничего не выходило. Я пользовался этим прибором последний раз, когда мы ходили на Эльбрус в июле 2008. Забрал прибор у Паши и стал вспоминать. А время то идет, мы приближаемся все ближе. А от места выброски (сейчас ночь!) зависит скорость и успех операции. Вроде нашел нужную точку и отметил ее, а также указал на нее направление.

Таксист переживает, уже проехали больше, чем он предполагал, но точного расстояния мы и не озвучивали. Сижу смотрю в прибор и жду пока приблизимся к точке, кормя водилу словами "щас, еще немного, после поворота". Наконец, вот она! Выгружаемся. Водила немного повозмущался и уехал. А мы побрели в полной темени под освещением звезд и луны к цели.

Сначала шли по дороге, которая была очищена. Мы обрадовались-класс, тут чистят второстепенные дороги. Потом был эпизод сокращения дороги и снова выход на нее) дорога привела к какой-то базе, тут было озерцо, домики, машины и лаяли собаки. Мы в темноте прошли мимо и началась тропежка. Нарвались на изгородь, которая тянулась далеко и перегораживала наше направление, а тянулась она еще как на зло вверх (набор высоты метр на метр). Ну, что делать, пошли вдоль.

На этот огромный загон мы как то уже натыкались раньше. Вроде бы он примыкает базе и там находятся олени, но пройдя вдоль, мы увидели, что местами он завален. По многочисленным следам копытных видно, что они бегают туда-сюда, видно их там подкармливают.

Изображение

В загоне оказались дыры, мы конечно же сократили в нужном нам направлении)
Пройдя загон, стали подниматься на хребет. Дошли почти до верха, а край-крутой и каменистый. Стали обходить.
Паша сказал, что можно преодолеть левитацией.

Изображение

Но уровня ее не хватило для подъема рюкзаков и пришлось лезть ногами. Вылезли.

Опять тропим по пересеченке, встречая многочисленные следы разных животных.
Так как трек Паша не залил, я поставил точку на исток реки Аминовки, где и должна находиться пещера. Идем к точке. Уже расцвело.
Видим желоб, похожий на рельеф реки. Спускаемся ниже и тут я узнаю это место. Это пещера Духан. Ее мы нашли раньше, она находиться на соседнем истоке реки. Это хорошо! Имеем точный ориентир. Спускаемся в пещеру и отдыхаем. Оставляем здесь рюкзаки и взяв самое необходимое идем продолжать поиски нашего объекта.

Время 8.30 утра!
Выходим к соседнему истоку. Открывается вид на долину Аминовки:

Изображение

Пройдя поверху в конец ущелья соседнего истока находим высокий водопад-душик.
Спустившись от него, обнаруживаем нашу пещеру справа.

Вход большой с комфортабельными стоянками. И здесь тренировке находится время))

Изображение

Немного лазаем внутри. Температура возруха высокая для зимы, очень тепло и все сильно тает. Соответственно и поток из пещеры бежит сильнее и воды больше внутри. Это не лучшее время для глубоких исследований. Поэтому далеко не залазим.

Исследуем округу.

Напротив, в стенке ущелья, виднеется дыра, похожая на пещеру.

Изображение

Подходим ближе, чтобы исследовать. Действительно пещера, но короткая и тупиковая.

Возвращаемся к Духану.

Обедаем.
Также немного лазаем внутри:

Решаем спускаться по всему ущелью Аминовки вниз до Хаджоха (около 12 км). Выходим наверх от пещеры и идем поверхам к следующему притоку вниз по течению.

Изображение

Ущелье скалистое и чем дальше, тем круче и выше.
Встречаются красивые природные орнаменты:

На одном из притоков случайно обнаруживаем еще одну короткую и тупиковую пещеру, но внутри сильно шумит вода и наверно через несколько сот лет это будет еще одна интереснаянаходка для исследователей.

Изображение

А мы хотим пройтись по водопадам.
И вот тридцатиметровый водопад одного из притоков.

Реплика:" спуститься с него-это будет красиво". А кто ж не любит красоту?)
Рядом еще водопад, но поменьше.

Изображение

Паша приготовил веревку для спуска.

Я полез дюльферить первым. Через 4-5 метра вниз был карнизик, на котором лежала брошенная веревка. Я скинул ее дальше. С карниза был отрицательный отвес стены и ничего внизу не было видно. Я спросил, что делать если веревки не хватает до земли. И не получил удовлетворяющего меня ответа. Тогда Паша начал вытворять чудеса акробатики (как много потеряла федерация цирков мира). Он использовал карабин как восьмерку и спустился ко мне на карниз. Потом перецепился ниже, перед чем сказав, что щас будет срыв. И нас дернуло. Я остался ближе к карнизу, а он полез вниз проверять длину-жумар был только у него) там и вправду не хватало около метра если прямо вниз. по пути вниз у него еще расцепился карабин и он висел на руке, закручиваю карабин на месте)

А все таки на дворе зима, перчатки насквозь мокрые, руки подмерзают и не хотят работать, вода с водопада брызжет и в нашу сторону.

Короче цитата: "профи занимаются каньонингом летом и в гидриках, а мы зимой и без)"
И еще: "горная адыгея-это жестче Камбоджии".

Потом спустился я, страхуемый уже с низу Пашей. И остался внизу принимать вещи и участников.
Паша полез вверх не по веревке, а по крутому сыпучему склону, чтобы продолжить операцию. Наверху он надел еще и кошки (собрался, как на восхождение). Прикольно ловить свой рюкзак с тридцати метров ( даже и на веревке), с какой скоростью он приближается-это невероятно) потом спустились Енот и Паша с рюкзаками. Все в порядке.
Внизу водопада.

Изображение

Напротив тоже что-то похожее на пещерку.

Дальше бурелом, большие камни, вода. Спускаемся. Пройдя вниз по течению несколько километров решаем ставить лагерь на ночевку, так как уже начинает темнеть.

Палатки установлены.

Изображение

Едим и греемся внутри. Большая влажность и сырость.

18.01.2009

На утро обнаруживаем сильный конденсат.
Спальники снаружи влажные. Неприятно. Ночью моросил дождик, а под утро чуть присыпало снежком.
Начинаем собираться и упаковываться.

Увидели вчера наверху расчелину, похожую на пещеру. Лезем с Пашей к ней для проверки, вместо утренней гимнастики. Ничего интересного.

Изображение

Спускаемся, трамбуем рюкзаки и дальше на водопады Аминовки.
Красивы водопады зимой!

Идем вниз по ущелью. Преодолеваем нагромождения камней, бревен, кустарники, буреломы. Приходится часто прыгать с берега на берег. по прежнему тепло и корка льда над водой подтаяла и проваливается под нами. Идем то по самой реке, то вдоль по берегу, то огибаем по склонам, набирая и затем теряя высоту.
Водопадов много и смотряться красиво. Единственное, что плохо это слабо светящее солнце. Все немного мрачноватое. Но небо вверху просветляется.
Выходим в поселок. Пейзаж из "сталкера":

Изображение

Ноги соскучились по ровной, очищенной от снега дороги, без различных препятствий. Бодро движемся до "хаджохской теснины" и далее на центральный пяточек. Тут нас ожидает автобус до Майкопа. Складываем вещи и залазим в автобус. По Майкопу переезжаем на троллейбусе с автостанции на автовокзал, где и жд вокзал находиться. Тут нас прямо таки усажывают в авто таксисты, подостаточно приемлемой цене до Краснодара. И мы быстро (около 2 часов) доезжаем до вокзала в Краснодаре. Там буквально сразу садимся, на уже почти отправивийся автобус до Ростова. И в 23.00 мы дома!