Текущее время: 28 мар 2024, 19:01

Выезд на выживание. Эпизод III

Статья-отчет о походе с минимумом снаряжения.

Изображение

В первом и втором эпизодах было рассказано о накоплении нами опыта и обретения навыков выживания. В первых выездах мы тренировали навыки преимущественно в одном месте, т.е. никуда не шли. В этом же выезде у нас был полноценный поход с минимумом снаряжения. Вес рюкзака ограничивался 5 кг. Мой весил 8 кг – 5 кг. снаряги и 3 кг фотоаппарат с причиндалами. Ну и традиционно мы не брали с собой палаток и еды.

Место действия – северный Кавказ. Время года – начало Ноября. Мы шли в составе небольшой группы (7 человек), где всем хотелось в разной степени ощутить тяготы выживания. У нас на троих был 1 спальник, 1 каремат, 1 гамак и 2 куска уже проверенного полиэтилена. Высадились. Идет дождь. И мы пошли.

Лес преимущественно состоял из бука, каштана и дуба. По пути мы собирали каштаны и семена бука (в простонародье – чинарики). Часть поедалась сразу, часть откладывалась на вечер. На высоте 900 метров неожиданно начался снег. Мы прошли еще немного и решили ставить лагерь.

К погоде добавился еще и небольшой мороз. Все, что до этого было просто мокрым, теперь покрылось тонкой коркой льда. И мы начали разводить огонь огнивом… Прошло 2 часа, от холода руки уже почти отказывали, к такой погоде мы откровенно не были готовы.

Отчаявшись пожечь природные материалы, мы подожгли огнивом бумагу, и дальше, по чуть-чуть начали создавать костер. Должен заметить, что предоставленный самому себе уже довольно самостоятельный на первый взгляд костер потухал. Вся энергия огня уходила на согрев холодных дров с ледяной корочкой, и на пламя уже ничего не оставалось. Приходилось постоянно поддувать костер. Итого на создание костра ушло 3.5 часа, причем мы не могли считать его чисто выживательским.

К тому времени уже были почищены все найденные каштаны, и у нас был один гриб. Еще до ужина некоторые ребята соблазняли нас курицей гриль, но мы гордо отказались, не пожелав испортить себе всю концепцию. Сваренная похлебка из каштанов и гриба получила название «Смерть Кощея» за страшный черный цвет и избыток соли. Вареные каштаны напоминают сладкую картошку, из-за различных сахароз и крахмала - очень калорийны. Поэтому наелись мы от души. Пришла пора ночевать.

Учитывая опыт предыдущих походов – сразу разбились на дежурство по 3 часа. Один человек спал в гамаке и в спальнике, второй – на каремате у костра и заворачивался в полиэтилен, засовывая ноги в пустой рюкзак. Ну а дежурный не давал себе замерзнуть, поддерживая костер и собирая дрова, или даже в состоянии полутранса бродя по лагерю и занимаясь непонятно чем. 3 часа пролетали незаметно. Успеваешь за свою смену полностью высушиться, попить чаю и даже помедитировать. Холодно, сурово, мокро. Но таки спали.

Подъем в 7.00. Снова высокомерно отказались от горячего кофе, приготовленного на горелке. Маршрут, по которому мы шли – был популярным, мы часто встречали довольные сытые морды из других групп. Некоторые из них даже любезно предлагали выпить с ними чаю с газовой горелки, но мы как всегда высокомерно отказались, заявив, что готовим все исключительно на костре, разведенном огнивом из мокрых дров. Идет дождь.

День подошел к концу, и мы, наполовину промокшие, стали ставить лагерь. Для ночевки выбрали урожайное место – за полчаса собрали около 2 кило огромных каштанов, которые не съели до сих пор. Включаем фанатизм: опять пытаемся развести огонь огнивом. Огонь развели, а костер – нет. Ставим себе незачет.

Эта ночевка была самой комфортной. От ветра мы защитились тремя стенками из полиэтилена и тента, соорудили ветрозащитные конструкции из камней. Спать около костра было даже жарко.

Начался и подошел к концу новый день. Все время идет дождь. Большинство тур-групп уехало домой, вместе с ними и наша группа. Мы остались втроем. В точке отбытия нам пожертвовали хлеб и тушенку. Она была критическим аргументом, когда мы отказались испытывать рогатку на птицах, и наверняка спасла несколько жизней. У нас собралось за эти 3 дня довольно много всяческой природной еды, поэтому мы вообще не волновались за питание. Могли бы протянуть на одних только каштанах.

Мы отправились дальше. В этот момент мы были уже полностью промокшими, но, бодро напевая «Уходит в ночь отдельный, десятый наш десантный батальон» пошли в ночь. Решили идти пока не кончатся силы. Нашей целью был выход к морю, мы уже давно шли по асфальту. Но когда закончился асфальт, мы поняли, что последние 20 км шли не по той дороге. Не там свернули. Сказалась усталость и рассеянность. Уже давно стемнело. Ночевали без костра и ужина. В сеннике на чердаке чьего-то сарая, за вполне преодолимым забором. Ночью мы иногда просыпались то от холода, то от того, что кто-то сильно дрожал и тряс этим самым платформу на которой все лежали. Ушли до рассвета, чтобы не засветиться. На следующий день мы успешно доехали на автобусе в пункт отбытия, распугивая людей своим копченым запахом.

Выводы:

Снова оправдал себя полиэтилен. Мы освоились применять его для создания ветрозащитных стенок. Когда шли – заворачивали в полиэтилен рюкзаки, что защищало их от дождя.

К сожалению, мы так и не попробовали разводить несколько костров в силу сложности их поддержания.

Гамак снова оправдал себя. Если имеется спальник, то в гамаке можно ночевать и без костра. У одного из ребят был самодельный гамак с вшитым в него утеплителем. Такое решение занимает больше места, зато более универсально. При желании можно спать на нем как на обычном каремате.

Дежурство подтвердило свои положительные качества. Время проходит быстро. Дежурный успевает высушить у костра все свои вещи. Наблюдение за костром в ночной тиши здорово успокаивает. Поддерживая равномерно костер, дежурный обеспечивает спокойный теплый сон всем остальным. И всем спокойнее спать, зная, что ты не загоришься от костра, т.к. за этим кто-то следит.

Отдых. Мы пренебрегали отдыхом и комфортом, и это вылилось для нас в критическую ошибку при ориентировании. Усталость и рассеянность – это очень плохо в условиях, когда надо принимать важные решения. В условиях настоящего выживания это может быть жизненно важно. Поэтому мы учли на будущее – отдых и комфорт это не барство, не проявление слабости, а необходимое средство сохранения ясности мысли и способности принимать адекватные решения. Это, пожалуй, самый важный из опытов, полученных в этом походе.

Разведение огня. Мы так и не остались удовлетворенными собой в плане добычи огня. Твердо решили устраивать специальные выезды с целью именно тренировки навыков разведения костров без спичек и из подручных природных материалов.

В следующем выпуске я соединю в одну статью опыт всех трех эпизодов.

Данная статья является отражением реальности через призму восприятия автора, не претендует на абсолютную истину и жаждет аргументированной критики.