Текущее время: 29 мар 2024, 02:42

Поход Псебай - Красная Поляна (18-26.07.2009)

Отчет о походе Псебай-КП 18.07-26.07.2009г.

Состав участников:
Саша (Alexander) - http://www.radio4.ru/site/userinfo?uid=883 – Ростов-на-Дону
Дима-егерь – инспектор КГБЗ

Нитка маршрута:
Пос. Псебай – кордон Черноречье – урочище Яр (Вал) – пер. Трю (2330)– пер. Мастакан – пер. Алоус – оз. Алоус – оз. Ходжибей (радиально) – устье р. Имеретинка – оз. Мраморное (радиально) – лаг. Холодный – оз. Дзитаку– пер. Псеашха – ур. Медвежьи ворота – г. Бзерпия (2482)– пос. Эсто-Садок

Трек:

Коллекция фото:
gallery/album.php?album_id=50

День 1
По причине проживания большинства участников группы в г. Краснодаре, было принято решение собираться в данном городе для заброски в п. Псебай – отправную точку нашего маршрута. Я прибыл в Краснодар в 3.25 утра поездом Казань – Адлер. Позавтракав на вокзале, дождался 4.00 утра и свою машину заброски, в которой познакомился с Belvi и Братом – небезизвестным организатором и участником множества активноотдыхательных мероприятий. С ними я и проболтал всю дорогу до п. Псебай, благо ничего примечательного она из себя не представляла.
В пос. Псебай мы получили пропуск в КГБЗ и какую-то бумажку для регистрации в МЧС. Загрузившись в смешную машинку для докторов и силовых ведомств, в народе именуемую «таблеткой», мы отправились к выезду из поселка в сторону заповедника, однако на КПП с первого раза нас не пропустили, сказав, что отсутствует штампик поселковой милиции на списке участников похода. Немного покатавшись по поселку, мы всё-таки смогли отыскать местное отделение милиции, возле которого лениво зевал единственный представитель власти в синей рубашке, наслаждаясь безмятежностью прохладного утра. Поняв, что к чему, он быстро разобрался в ситуации, поставив нужный штампик (хоть какое-то полезное дело за день сделал), за что честь ему и хвала.
С таким штампом нашу бумажку забрали на КПП и машину выпустили на дорогу, ведущую к кордону Черноречье. Пожалуй здесь я начал чувствовать, что нахожусь в горах. Дорога представляла собой грунтовку, местами основательно размытую ручьями, кругом всё утопало в зелени лесов, воздух был непривычно свежим. Вдоль дороги постоянно мелькали палаточные и не очень палаточные лагеря, удивляло большое количество людей, предпочитающих отдых в горах пляжам черноморского побережья.
Именно на этой дороге у нас возникла гордость за продукцию, производимую отечественным автопромом. Смешно было наблюдать, как «таблетка» собрала перед собой и подпирала очередь из пяти иномарок, еле ползущих по грязной разбитой дороге. Даже неизвестно откуда взявшемуся встречному мерседесу стало страшно и он предпочел съехать в грязную вязкую обочину, дабы избежать контакта с нашим танком.
Примерно через пол часа наша «таблетка» остановилась перед высокими воротами, означающими конец автомобильной и начало пешеходной части нашего маршрута. Ворота были украшены резными деревянными фигурами птиц – совы и орла.
Изображение
На воротах висел колокол без языка, в связи с чем, дабы дозвониться, пришлось воспользоваться булыжником. Ворота нам открыл приветливый егерь лет 50-60-ти, после чего проводил нас во внутренний двор кордона. Внутренний двор представлял собой огороженный участок с несколькими домиками, навесом и заведением типа Эм Жо. Резали глаз стоявшие посреди этого двора новенький хаммер и и ещё нечто полноприводно-иностранное. Газ-66, в который грузилась группа спустившейся с гор грязной и промокшей молодежи, смотрелся здесь куда естественнее и привычнее.
Позавтракав, разобрав групповое снаряжение и познакомившись с сопровождавшим нас егерем Димой, мы перешли мост через реку Уруштен. В первый день предстояло набрать около километра высоты.
Сразу за мостом тропа начала уходить круто вверх, постоянно петляя меж вековых деревьев. Справа у начала тропы воинами-афганцами установлена мемориальная табличка в честь павших во время Великой Отечественной Войны при защите перевалов.
Изображение
Несмотря на крутизну подъема шлось мне довольно легко. Много раз добрым словом вспоминал Наблюдателя, поскольку уже привычным делом было бежать за Вовой, даже несмотря на то, что впереди его не было. Тем не менее, подъем давался легко далеко не всем и группа начала растягиваться. На очередном привале немного перераспределили груз – забрал у отстающего участника группы пару банок тушенки, но это особого эффекта не дало. Исходя из сложившейся ситуации было принято решение оставить отстающим от основной группы Диме с Людой рацию и координировать их передвижение позади остальных участников.
Хвойно-смешанный лес постепенно перешел в буковый. Тропа постоянно петляла и просматривалась не более чем на 50 метров. Подчастую тропа была размыта и на проплешинах леса то и дело попадались болотца, которые затрудняли движение. Приходилось либо прыгать по кочкам, либо топать прямо по грязевой жиже. Как положено в середине дня сделали привал-перекус, так и не дождавшись отстающих участников, но судя по описанию местности, они уже отставали всего метров на 500 от основной группы. Спустя пол часа после перекуса начал накрапывать постоянно усиливающийся дождь. Мы с Димой (Dimas34) по-быстрому переоделись в костюмы типа «боевой таракан» и, не теряя времени, продолжили движение. Вскоре встретили Диму-егеря, успевшего уже побывать и отдохнуть в егерском домике, который сообщил, что до места ночевки в урочище Яр оставалось около двух километров. Смысла пережидать дождь не было никакого.
Тропинка постепенно выполаживалась, лес перешел в березовое криволесье, проплешин и болотцев становилось всё больше и больше. Вскоре мы вышли на большую поляну поросшую бурьяном выше человеческого роста. Здесь наша тропинка окончательно потерялась, точнее перешла во множество пересекающихся во всех направлениях тропок. Придерживаясь поросшего березняком левого края поляны, мы вышли к овражку, по которому тек ручей. Перейдя его, и поднявшись на противоположный склон, мы оказались как раз у места нашей ночевки в урочище Яр – добротного егерского домика. Домик был двухъярусным, с печкой-буржуйкой внутри. В домике ночевала группа туристов и несколько егерей, благодаря чему нас уже ждала растопленная буржуйка и чашка горячего чая. Переодевшись в сухое и согревшись, мы с Димой (Dimas34) дождались остальных участников похода – последние подошли более чем через час.
Изображение
В домике ещё оставались места для трех человек и мы решили отправить туда спать наших храпунов – Вадима и Диму. Остальные участники разместились в двух палатках, предусмотрительно поставленных на порядочном удалении от домика. Ночью с крыши домика отлетала обшивка, лошади срывались с привязи, высокотравье вокруг полегло, а егеря утром проснулись, так и не уснув ночью – такого подвоха от нас никто не ожидал. Выспалась только Люда, благодаря боевой закалке, полученной в многочисленных совместных с Димой и Вадимом походах.

День 2
Подъем в 6.30 утра следующего дня был, самым ранним из всего похода, поскольку матрасный характер мероприятия позволял высыпаться и выходить на маршрут значительно позже, чем мы и не преминули воспользоваться в дальнейшем. Утро нас порадовало солнечной погодой без единого облака на небе. На маршрут вышли только в 9.30.
Тропинка пересекла поляну с егерским домиком и начала полого подниматься на отрог г. Армовка. Вокруг была субальпика с островками березового леса и участками альпийской растительности – передвигаться было значительно проще чем в первый день. Группа уже так сильно не растягивалась – настроение было отличным. Постепенно открывалась панорама на окрестные горы: хр. Скирда с вершиной г. Трю, ск. Часовая и прочие.

У первых, встреченных на нашем пути снежников мы встретили двух представителей местной фауны. Это были серны. Все кинулись доставать фото- и видео- технику. Тогда мы ещё не знали, что возможностей фотографировать животных на более близком расстоянии будет ещё предостаточно.
Изображение
После 12.00 погода начала постепенно портиться. Поднялся холодный ветер, нагнавший тучи, которые чудом обходили нас и летели в сторону долины р. Мастык, куда мы собственно и направлялись. Перекус решили сделать не доходя до пер. Трю в овражке с множеством карстовых образований в виде воронок и трещин. После перекуса вышли на пер. Трю, обозначенный вбитым деревянным столбом, на котором, вероятно, когда-то висели указательные таблички. Возле столба сделали первую в этом походе перевальную фотографию и пошли дальше, забирая чуть влево и немного набирая высоту.

С правой стороны была чудесная панорама на хребет Скирда, но она померкла, перед панорамой долины реки Мастык.
Долина была сплошь покрыта зеленью с редкими островками выступающих скал. Лес долины состоял в основном из вековых сосен, каждую из которых можно было фотографировать отдельно и это был бы отличный кадр.
Изображение

Даже бурелом вдоль тропинки смотрелся естественно и как-то сказочно. При спуске в долину фотоаппарат постоянно был на изготовке - настолько всё вокруг было гармонично.
Тропа вела через лес к Мастаканским полянам. Устрашающий при взгляде сверху сброс высоты на деле оказался легкой прогулкой, во время которой Лена, идущая впереди, застала врасплох мишку, который поспешил скрыться в известном только ему направлении. Переправившись через реку Мастык по разбросанным камням и валунам, мы дождались отстающих участников, и, перепутав тропу, чуть не забрели в дебри на крутом склоне слева от основной тропы. Нужная нам тропа шла прямо по высокотравью, пересекая Мастаканские поляны. Выйдя на нужную тропу, мы продолжили движение по поляне, держась левого её края. Четкой тропы не было – была масса пересекающихся звериных троп с характерными местами лежки зубров, на которых напрочь отсутствовала растительность. Уже у границы леса, пройдя несколько заболоченных участков мы вышли на более-менее четкую тропу с характерными отпечатками копыт коня нашего егеря, давно уже ускакавшего вперед.
Где-то здесь в лесу мы и прошли перевал Мастакан, так и не поняв, где точно он находится (хотя может поляны и были перевалом). Пологий подъем по лесной тропе к перевалу Алоус – месту нашей следующей ночевки ничем примечательным не выделялся, разве что мы встретили едущего нам на встречу егеря Диму, который, удостоверившись, что мы на верном пути вновь ускакал вперед. Около 18.00 вышли к месту нашей стоянки и перевалу Алоус. Остановились на границе леса – впереди была субальпика. Наш егерь уже успел развести костер, а мы быстро соорудили сушилку для промокших за день вещей и разбили лагерь.

День 3
Проснулись в 7.30. Утро, было привычно безоблачным и ярким. Наша тропа около полукилометра шла по субальпике с набором высоты, затем свалилась в лес и траверсом пошла довольно круто вверх. Когда тропа почти достигла своей высшей точки, слева открылась панорама на хребет Кочерга, который смотрелся довольно-таки грозно. Подходы к нему не просматривались, а склоны были крутыми (приблизительно 750) и поросшими травой.
Изображение
Поднявшись к высшей точке тропы и пройдя траверсом метров 300 мы оказались на открытом месте, откуда был виден наш дальнейший маршрут вверх по субальпийским и альпийским лугам хребта Алоус.
На склоне хребта, прямо на линии нашего движения мы заметили множество черно-коричневых точек – это было стадо зубров приблизительно голов в 20. Долго не задумываясь, мы поспешили в их сторону, постепенно набирая высоту и фотографируя стадо по мере приближения. Тропа пересекла открытый участок и пошла по криволесью, которое скрывало животных от нас, и нас от животных. Благодаря этому обстоятельству, идущим впереди егерю Диме и Диме (Dimas34) удалось подойти к стаду почти вплотную, до того как животные были испуганы. Я опоздал ровно на одну минуту, потому мои снимки сделаны на порядочном удалении и выглядят примерно так:
Мы с Димой (Dimas34) и Димой егерем продолжили движение вверх по хребтику, когда я заметил с правой стороны на противоположном склоне оврага какое-то движение. Наш егерь сразу определил, что это медведь. К сожалению, расстояние до него было порядочным – метров триста и подойти ближе возможности мы не имели. Пришлось фотографировать как есть. Мишка видимо нас не замечал и довольно долго делал недоступные нашему пониманию телодвижения – то ходя кругами, то поднимаясь на задние лапы и пригибая ветки.
Изображение
Начал накрапывать мелкий дождик. Мы с Димой облачились в костюмы конструкции «боевой таракан», а наш егерь быстро поскакал в сторону озера, пересекая овраг в котором только что мы наблюдали медведя. Нами было принято решение не спускаться в этот овраг, а продолжить движение по хребтику, дабы не терять высоту. Ветер быстро усиливался, дождь постепенно превратился в ливень. Пережидать его на хребте было неразумно, потому мы постоянно продолжали движение. Резкие порывы ветра буквально останавливали нас на месте, вдобавок ко всему пошел град размером с ноготь, но мы не сдавались и вскоре вышли на высшую точку хребтика, откуда открылсь панорама на г. Алоус и озеро у её подножия – место нашей предстоящей ночевки. Почти бегом добежали до озера, где нас ждал егерь. Вокруг озера всё было усыпано градом. Дождь ослабел, но прекращаться не думал, потому мы, ожидая остальных участников похода, натянули клеенку, чтоб временно спрятаться и поставили палатку, чтоб скинуть туда рюкзаки. У камня, на который натянули клеенку, стояла икона какого-то святого, видимо помогающего путешественникам в пути.
На горелку был поставлен чай, который подоспел аккурат к подходу промокших товарищей по несчастью.
Примерно через пол часа дождь прекратился вовсе. Были поставлены все палатки и сделан перекус. Было 18.30, когда мы с Димой решили всё-таки подняться на вершину г. Алоус.
Изображение
В темпе бешенной черепахи мы пошли по её левому от нас отрогу, поскольку подъем с этой стороны казался более простым, чем справа. Подъем шел сначала по травянистому склону, затем пошла каменная сыпуха. Сверху были замечены две серны. Оставалось набрать метров 150 высоты, когда мы приняли решение спускаться вниз по причине острой нехватки времени. Несмотря на то, что не успели подняться на вершину, мы остались довольны увиденными панорамными пейзажами окружающих гор и сделанными с отрога фотоснимками.

При спуске, мною было замечена ещё одна движущаяся точка, думая что это какое-то животное, я начал снимать с 12-кратным увеличением, но когда увидели фотографии, от души посмеялись – животным был Рома, отправившийся к месту лежки зубров в надежде, что они опять вернутся. Внизу мы обошли вокруг озеро Алоус, сделав ещё множество красивых кадров.

День 4
Утро следующего дня нас встретило порывистым ветром с ливнем, но поскольку именно на этот день была намечена дневка, мы спокойно отлежались в палатках до улучшения погодных условий. После завтрака получилось сделать несколько снимков серн на близком расстоянии, а затем мы с Димой (Dimas34) отправились в запланированную радиалку к озеру Ходжибей.
Изображение
Поднявшись на правый отрог г. Алоус, поняли, что прямого прохода в сторону озера нет – предстоял жесткий траверс травяного склона вниз к реке, текущей из этого озера. Пока поднимались, на склоне фотографировали одинокую серну, внимательно следившую за нашим приближением. Как раз к этому времени нас догнали Вадим с Ромой, но они решили не спускаться по этому склону, а поискать другой более простой путь. Траверс оказался действительно сложным – сначала скользкая трава, а затем заросли рододендрона препятствовали нашему продвижению, хотя порой рододендрон и помогал, поскольку уцепиться для удержания кроме него было просто не за что. Сначала мы траверсили склон в обратном от озера направлении, затем спустившись метров на 70, уже пошли в сторону озера. К моменту нашего выхода к реке Ходжибей, местность начала выполаживаться и идти становилось всё легче, однако ближе к озеру крутизна склона опять увеличилась. По данному участку идти было довольно-таки просто, несмотря на отсутствие какой-либо тропы. Вокруг не было никаких зарослей – только альпийские цветы и трава. Справа, по другую сторону реки просматривалось некое подобие тропы, но мы спокойно двигались по своей стороне оврага, видя возможность прохода именно здесь.
Озеро Ходжибей (в некот. ист. Ходжибий) оказалось совершенно отличным от озера Алоус, поскольку лежало в чаше, закрытой со всех сторон горами. В озере плавали айсберги, на один из которых я не упустил возможности залезть, почувствовав себя в роли челюскинца. На противоположной стороне озера снежник, спускаясь со склона, уходил прямо в озеро и было множество больших айсбергов, соединенных перемычками и пристыкованных к берегу. Больше часа мы отдыхали, фотографировали озеро и наслаждались его красотой, сохранившейся благодаря заповедному режиму.

Довольные и забывшие о трудностях пути, мы с Димой (Dimas34)отправились назад в лагерь той же дорогой, которой шли сюда. Когда спустились вдоль реки к месту нашего траверса, Дима обнаружил еле заметную тропу (больше похожую на звериную), ведущую не вверх на отрог, а огибающую его вокруг без значительного набора высоты. Тропа вывела нас аккурат к озеру и месту нашей стоянки. Если бы заранее знали этот путь, то думаю, что до озера и обратно дошли бы все желающие. Так что для тех, кто когда либо пойдет таким путем сообщаю, что надо уходить вправо от вершинки с триангопунктом, обходя её траверсом по склону – там есть тропа, а не лезть в лоб на хребтик.
Вечер порадовал нас необыкновенно красивым закатом, пестревшим тонами от черного до оранжевого, и от голубого до темно-синего.

На закате, на левом отроге г. Алоус показалось стадо благородных оленей из восьми голов – двух самцов с ветвистыми рогами и шести безрогих самок, которых Дима-егерь называл ланками. Там мы и узнали о том, что по количеству веток на рогах оленя можно точно определить его возраст да и ещё много чего интересного из жизни этих животных.
Изображение

День 5
Утром следующего дня нам предстояло спуститься в долину реки Уруштен, и старыми егерскими тропами пройти до впадения в неё реки Имеретинка. Спустились с холма по довольно-таки четкой тропе в близлежащий лес, где тропа потерялась среди поваленных бревен. Дима-егерь сказал, что тут уже два года никто не ходил, и он с трудом вел своего коня через препятствия в виде поваленных бревен. В лесу кругом виднелись свежие следы пребывания зубров. В надежде их встретить, Вадим решил, отделившись от основной группы, пройти по одному из пересекаемых оврагов и больше километра шел самостоятельно, но ему так и не повезло – зубров в этом походе мы больше так и не видели. Вскоре мы вышли на четкую тропу, ведущую нас к броду через Уруштен, по пути пройдя две развилки, с указателем «мост» и «БАН» (так и не понял, куда ведет «БАН», вроде бы на какие-то поляны). Дойдя до места брода через Уруштен, увидел, уже сидящих на другом берегу Диму (Dimas34) и Вадима в компании Димы-егеря. Дима, сев на коня, подъехал к нам. Я ему вручил фотоаппарат и перешел Уруштен. Воды было выше колена сантиметров на 10-15 в самом глубоком месте брода. Рядом со мной брод прошла Лена. Далее, Рома, грамотно собрав всех оставшихся на противоположном берегу участников в «змейку», перевел их через реку. После переправы организовали перекус и короткую просушку обуви.
Весь дальнейший путь дня проходил вдоль русла р. Уруштен. Тропа была четкой и пологой на протяжении всего пути. Единственной неприятностью были попадающиеся заболоченные участки, которые, тем не менее, преодолевались без особых усилий. Лес вокруг напоминал лес, изображенный на картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» - так и казалось, что сейчас встречу тех самых трех медведей.
Изображение
Примерно через 3 км после брода вышли к лагерю Старый Уруштен. Который представляет из себя уже достаточно потрепанный деревянный двухъярусный домик с надписью Hotel 1439-7. Как показали приборы, высота данной точки над уровнем моря указана верно.

По пути ещё встретился очень красивый и мощный водопад, ниспадающий со склона на противоположном берегу реки.
Чуть ниже впадения Имеретинки в Уруштен (метров 400) пересекли Уруштен по подвесному мосту.
Изображение
Сразу за мостом вышли на большую поляну, где нас по привычке ждал егерь Дима. Было видно, что егеря часто останавливались здесь на ночевку – здесь было большое костровище, чайник, большой стол с лавками, в деревья вколочены гвозди для просушки вещей. Ужин на этом месте запомнился грибным супом из собранных по пути Вадимом и Людой грибов (был белый гриб и ещё какие-то, к сожалению не очень в них понимаю).
Живы и довольны остались все. За день было пройдено 17 км.

День 6
На следующий день была вновь намечена дневка с факультативным выходом к оз. Мраморное. В факультативе решились участвовать 5 человек – Дима (Dimas34), Вадим, Рома, Belvi и я. По сведениям Димы – егеря 2 года назад МЧС-овцы пробивали тропу в сторону Мраморного, но о её состоянии он не в курсе, так как никогда по ней не ходил и ещё сказал, что часть пути придется идти по руслу ручья, пересекая его несколько раз. С такими сведениями мы и отправились покорять это озеро.
Мы пересекли ручей, протекающий рядом с лагерем и сразу потеряли какие-либо намеки на тропу. По нашему с Димой мнению, тропа должна была траверсом подниматься вдоль р. Имеретинка – туда мы и отправились её искать. Через некоторое время оставшаяся часть группы из трёх человек – Belvi, Вадим и Рома начали подъем в лоб параллельно нашим с Димой поискам, но несмотря на то, что они были уже гораздо выше нас на холме, мы продолжали искать и вскоре набрели на долгожданную тропу. Скорость нашего движения быстро возросла, так как не приходилось больше лезть через бурелом – нужно было лишь идти по пологой тропе, постепенно набирающей высоту. Когда мы оказались на одном уровне с нашими попутчиками, мы громко кричали, о том чтоб они всё-таки шли за нами, но прождав достаточно долго и не поняв их маневров, приняли решение продолжить путь вдвоем. Примерно через 1,5 км тропа по которой мы так уверенно шагали спустилась к реке через заросли криволесья и высокотравья, но нам не верилось, что она может вот так просто закончиться. По этой причине мы стали подниматься на склон вертикально вверх в поисках тропы кругом было криволесье заросшее крапивой и борщевиком выше человеческого роста (а я был в обычной футболке). Поднимались с большим трудом, поняв, что всё что попадалось вокруг вытоптанного, а точнее помятого, сделано медведями, мы начали траверсить склон почти параллельно реке, но из этой затеи тоже ничего не получалось – было очень трудно. Даже когда поднялись до уровня пихт, крутизна склона не позволяла нормально передвигаться. Вновь решили упасть к реке. Вновь продрались через борщевик, крапиву, ежевику, смородину и криволесье. Прошло уже полтора часа блуканий, в течении которых мы продвинулись вперед на целых 500 метров и только здесь приняли самое верное решение – идти прямо по руслу реки.
Изображение
Несколько раз пересекли её по ходу движения, но это уже было полноценным движением вперед, затем вышли на противоположный берег (левый по ходу) к зарослям рододендрона, движение по которым тоже было не простым, поскольку сплошной покров рододы скрывал под собой валуны и камни наваленные здесь. Далее миновали первый снежный мост через реку, не переходя по нему, а вот услугами второго снежного моста воспользовались для переправы. Снежные мосты, надо сказать, выглядели не столько снежными, сколько грязевыми, так как потоки мутной воды с окрестных гор превратили снег в месиво из грязи и мусора. Впереди нас ждали три уровня ложных холмов, за каждым из которых хотелось уже увидеть озеро. Крутизна подъема возрастала после каждого ложного холма.
Тропы шли по обеим сторонам Имеретинки, но все они были звериными. Последний подъем мы с Димой преодолели по разным сторонам реки, при этом мой вариант оказался чуть сложнее, так как пришлось метров 200 идти по снежнику над руслом реки.
Наконец, спустя 4,5 часа мы вышли в цирк озера. Удивила тишина, нависшая над озером, которая резко контрастировала с постоянным шумом реки, вдоль которой шли весь день. Контраст объясняется тем, что Имеретинка не вытекает напрямую из озера, а фильтруясь через землю, выходит во множестве мест чуть ниже в виде многочисленных ручьев. Озеро отличалось от увиденных ранее прежде всего размерами – оно раз в пять по площади больше оз. Ходжибей. Форма озера практически круглая, со всех сторон в озеро спускаются снежники, в озере плавало несколько айсбергов, слева вверху просматривался водопад. К сожалению увидеть вершины, окружающие озеро нам не удалось – помешала низкая облачность, сплошной пеленой закрывшая верхнюю часть цирка. Спуски и подъемы к озеру с других сторон не просматривались. Вообще озеро может быть идеальным местом для стоянки – рядом можно поставить лагерь палаток на 50, но благодаря труднодоступности, следов пребывания хомо сапиенс видно нигде не было.

Погода начинала портиться, перекус и ветровки остались в рюкзаке у Ромы, времени было 15.30 – всё было за то, что пора спешить назад. Когда прошли около полутора километров пути вниз, я заметил движение на противоположном берегу Имеретинки – повернулся и увидел внушительных размеров медведя, водящего мордой по земле, видимо что таким образом поедающего. Началась длительная фотосессия. Медведь упрямо не хотел поворачиваться мордой – пришлось несколько раз его окликивать, чтоб он оборачивался в нашу сторону. С неба что-то начинало накрапывать и Дима меня постоянно теребил, по причине того, что пора идти, но я никак не мог оторваться от фотоаппарата. На съемку ушло в общей сложности минут 10 времени. Медведь уходить или убегать никуда не собирался – ему до нас просто не было дела.
[URL=http://photofile.ru/users/alexander_198080/96124933/109972799/]Изображение[/URL

Изображение
Дальнейший спуск прошел в штатном режиме уже без блуканий по местности. Единственное, под конец спуска меня начала валить усталость, по причине того, что мы целый день ничего не ели, а только пили воду, которая в нас уже просто не лезла и казалась противной на вкус. В лагерь вернулись в 18.10. Оказалось, что трое оставшихся участников факультатива застряли где-то после криволесья в зарослях рододендрона и приняли решение вернуться в лагерь. Мы с Димой вернулись в лагерь позже них лишь на пол часа. Вечером, неподалеку от нас разместилась группа сочинских туристов, которым мы с Димой поведали о том как пройти к Мраморному озеру в обмен на коробку заканчивающегося у нас сахара.

День 7
Утром следующего дня предстоял переход к лагерю Холодный. Переход был небольшой – около пяти километров, потому никто никуда не спешил. Особых перепадов высот на переходе тоже не было. Всё время шли вдоль русла Уруштена, то ныряя в лес, то попадая на открытые участки местности. Ознаменовался переход прощанием с нашим егерем-Димой, который отправился из этой точки назад в трехдневное путешествие к кордону Черноречье. Все были благодарны Диме и его коню. Диме за просветительскую работу, проведенную с коллективом (приятно, когда имеешь дело с профессионалом в своей области, обладающим массой полезных и интересных знаний), ну а коню за помощь в переноске нашей поклажи. До конца похода всех не покидало ощущение, что кого-то не хватает.
Изображение
Лагерь холодный располагается в лесу справа от основной тропы и представляет собой два деревянных домика, расположенных примерно в ста метрах друг от друга. Первый, старый домик, расположен у ручья и уже сильно разрушен, к тому же туристы вокруг него оставили множественные следы своего пребывания в виде куч мусора.
Второй домик совсем новый и к моменту нашего прихода был заселен несколькими туристскими семьями с детьми. Мы расположились в лесу примерно между двух этих домиков, правда, место стоянки пришлось немного почистить от мусора. На поляне установлена металлическая стела, видимо погибшим в Великую отечественную (точно сказать не могу, так как к ней вплотную не подходил).
С лагеря холодный открывается красивая панорама на г. Псеашха и ледник Холодный.
Изображение

Туда можно сходить радиально, но мы этого не сделали в связи с нехваткой светового дня для такого выхода. К тому же погода испортилась и пошел неприятный дождь, который продолжался около часа. После дождя мы с Димой (Dimas34) пересекли лес в направлении Уруштена, пройдя по какому-то ручью и продравшись через заросли. На другой стороне реки был виден красивый и достаточно мощный водопад, несколькими каскадами падающий с отрога г. Дзитаку.
Вечером долго сидели у костра – грелись, сушились, варили кисель.

День 8
На следующий день продолжили движение вдоль реки Уруштен к самому её истоку. Сразу за поляной у лагеря Холодный перешли вброд реку, берущую начало с ледников и снежников г. Псеашха. Трек показывал, что есть мост, но моста не было – видимо снесло стихией. Брод запомнился тем, что навстречу нам проходила группа, в составе которой шла монашка. Вадим ждал от неё продолжения движения по воде «ака по воздуху», но законы физики никто так и не отменил – как и вся группа она перешла реку вброд, топая по дну.
Изображение
Приблизительно через 3 километра наш боевой отряд пересек Уруштен и направился в сторону г. Дзитаку. Целью было посмотреть озера у её подножия (Семиозерье). Было очевидно два варианта прохода в сторону Дзитаку – две идущие перед нами группы пошли по нижней тропе, хлюпая по «мочакам», мы же поднялись к кромке леса и пошли вдоль нее – здесь идти было куда приятнее. Ещё приятнее стало идти когда мы спрятали в этом леске свои рюкзаки – так как нам предстояло вернуться к Уруштену и продолжить путь к перевалу Псеашха. Примерно через 20 минут движения перед нами открылось первое озеро – Большое.
Надо сказать, что не такое уж оно и большое – просто в каскаде озер Семиозерья оно действительно было самым большим, так как остальные, расположенные чуть выше озера больше похожи на большие округлые ванны.
Интересен факт того, что вода Семиозерья стекает в две разные реки, впадающие в разные моря. Вокруг озер стояли несколько лагерей. Дети и взрослые плескались в озерах, которые несмотря на высокогорье прогревались достаточно хорошо. Далее, мы дошли до конца долины с озерами, которая заканчивалась резким обрывом, с которого красиво смотрелся один из отрогов Дзитаку.
Изображение
На обратном пути в нашей компании тоже нашлось двое желающих омыть свои тела в водах Семиозерья – им были Дима (Dimas34) и Вадим. После купания отправились в обратный путь к нашим спрятанным рюкзакам у которых сделали перекус.
Непереходя Уруштен, начали пологий подъем к озеру Малое, которое от нас скрывал поросший рододендроном холм. Тропа падала вниз к его подножию и переходила на противоположный берег Уруштена. Мы «упали» вместе с тропой, но зная, что Малое находится с нашей стороны Уруштена начали карабкаться вверх на холм. Тем у кого не было палок подъем дался с большим трудом и большинство участников группы начали ворчать по поводу ошибочного решения остаться на этом берегу. За холмом открылось само озеро. Наверное только в России озеро «Малое» может быть больше расположенного неподалеку озера «Большое». Если продолжать подниматься вдоль Уруштена по тропе, то это озеро скрывает ещё один холм. Но мы знали о местонахождении озера и, бросив у тропы рюкзаки, отправились на осмотр этого объекта. Самые отчаянные в количестве одного человека (Dimas34) даже залезли и искупались здесь. Озеро было очень живописным – на противоположном его берегу с холма падал водопад. Картину портили только следы пребывания человека, которые по мере нашего приближения к границе заповедника появлялись всё чаще.
Ещё немного пологого подъема и мы на пер. Псеашха.
Изображение
Делаем перевальную фотографию и топаем дальше через урочище Медвежьи ворота к кордону заповедника, расположенного у Бзерпского карниза. Слева открылась прекрасная панорама долины реки Пслух – лента реки вилась по долине зажатой с двух сторон хребтами, имеющими большую крутизну склонов от самого подножия. У егерского домика перед Бзерпским карнизом впервые в походе появилась связь. Все кинулись звонить родным и близким о приближающемся завершении нашего путешествия. Вид с самого карниза тоже достоин внимания – отсюда впервые открылась панорама на Чугуш, Джемарук, Ачишхо – вдали пытались угадать очертания южной стенки Фишта. Сильная облачность мешала рассмотреть всё детально. Облака под карнизом казалось двигались во всех направлениях сразу – смотрелось всё очень зрелищно.

На кордоне егерь проверил наш пропуск. Вокруг егерского домика стояло великое множество палаток. Было ощущение, что мы не в заповеднике, а где-то в Архызе на альпсборах. Не желая себе такого многочисленного и шумного соседства мы отправились в сторону вершины г. Бзерпия, где на уютном плато с озером и поставили наш лагерь. Рядом висел снежник с которого стекал ручей, обеспечивший нас водой, так как в озеро не было проточным, а козленочком становиться никому не хотелось. Ещё один палаточный лагерь из четырех палаток стоял примерно в 70 метрах от нас в сторону г. Табунная.
Вечерняя прогулка включала разведку тропы завтрашнего дня в сторону пос. Эсто-Садок и восхождение на г. Бзерпия. На вершину Бзерпии поднялись втроем – Рома, Дима (Dimas34) и я. Закат с этой точки выглядел впечатляюще. Пожалуй, это был один из красивейших закатов виденных мной в своей жизни. Внизу со стороны поселка Красная Поляна всё было затянуто белым морем сплошной облачности, над которым висел красный солнечный диск, освещая скальную громадину хребта Чугуш. Дальше виднелся хребет Ачишхо, вызывая ностальгию о встрече лета 2009 на его вершине, маленькой округлой горкой, выглядела г. Зеленая, чуть дальше две Чуры и едва различимый Фишт-Оштеновский массив. Сверху облака отливали оранжевым цветом. Снизу блестела гладь озера. С юга стояла стена хребта Аибга, казавшаяся иссиня-черной и бесконечно длинной. За спиной был прекрасный вид на долину реки Пслух и пер. Строитерей, повисший ровным открытым седлом. Спуск с вершины к лагерю начали, когда солнце уже коснулось горизонта, благо лагерь находился в 20 минутах ходьбы.

День 9
Утром начали спуск в поселок. Сначала траверсировали г. Табунную, пройдя метрах в 20 ниже вершинного хребтика, затем вышли на широкое плато увидев ломовую тропу где-то внизу. Перед нами был красивый вид на хребет Чугуш.
Изображение
Ломовая тропа по всей вероятности начиналась где-то с северной стороны хребтика, но была нами безобразным образом пропущена, в результате чего вниз падали прямо в лоб, сбросив сразу метров 100 высоты по крутому травянистому склону. Далее по этой самой тропе мы и дошли сначала до проезжей дороги (по пути пройдя мимо развилку на Пихтовые поляны), а затем по дороге дойдя до газпромовской канатки. Внизу у нас состоялся неприятный инцидент с газпромовскими секьюрити, которые не верили нам, что 9 дней назад мы поднимались именно по этой канатке и даже утверждали обратное, якобы посмотрев видеозапись. Но по 500 рублей мы им так и не скинулись, решив, что за один лишь спуск это многовато и, сделав морды «кирпичом», вышли с их территории напролом через два эшелона охраны. Вообще за то что крупнейшая российская компания там делает с природой, она должна нам доплачивать, а не мы ей за всё это безобразие.
На рейсовой маршрутке добрались до Адлера. До отправления поезда оставалось 3 часа, которые мы посвятили купанию в водах Черного моря. Цивилизация снова поглотила нас.