Текущее время: 28 мар 2024, 14:01

Отчет о попытке восхождения на Эльбрус 16-23.08.2009г

Нитка: пос. Верхний Баксан – долина реки Сылтран – оз. Сылтранкель – пер. Сылтран (рад.) + вер. 3642 (рад.) – пос. Верхний Баксан – пос. Терскол – пос.Азау – Эльбрус классика (приют Бочки – скальная гряда справа от приюта 11 – скалы Пастухова – выс. 4 800м – пос. Азау.

Участники: Lume, Alexander.

Решение о восхождении на высочайшую вершину Европы было нами принято ровно за 2 недели до начала мероприятия, в связи с чем подготовка сводилась лишь к приобретению необходимого снаряжения и разработке плана акклиматизации и собственно восхождения. Надо сказать, что опыта подобных восхождений ни один из нас до этого не имел. Максимальная высота на которой я бывал до этого была около 4 000м, Аня не бывала даже на такой. Кроме того, для Ани это был первый в жизни поход такой продолжительности.
Изначально хотелось найти хотя бы одного участника поопытнее нас, но за 3 дня до похода окончательно выяснилось, что идем вдвоем. Именно за три дня до похода родилась мысль пройти акклиматизацию на озере Сылтранкель, сходив радиально на близлежащие перевалы и вершины. Таким образом было решено совместить приятное с полезным – посмотреть одно из красивейших мест Приэльбрусья и привыкнуть к высоте.

Выехали из Ростова поездом Москва-Нальчик 15.08.2009г. На вокзале встретил Геннадия Ивановича, с которым тружусь на одном предприятии и который с нами в одном вагоне тоже ехал путешествовать по Приэльбрусью, правда его путь лежал в Безенги. Всегда с уважением отношусь к людям сохранившим боевой дух в пенсионном возрасте, путешествующим с рюкзаком всю жизнь ещё со времен Союза и побывавших во многих уголках нашей страны. Таких людей всегда интересно слушать и есть чему у них поучиться.

День 1
В Нальчик прибыли в 6.20 утра. Из поезда вытряхивалось довольно много народа, желавшего залезть повыше. Довольно быстро мы нашли попутчиков и прямо на привокзальной площади погрузились в газель, следующую до Терскола. В Верхнем Баксане были около 8.30 и сразу вышли на маршрут.
Достопримечательность поселка
Пройдя через поселок, мы стали подниматься по довольно крутой тропе, сокращающей изгибы грунтовой дороги в сторону ущелья р. Сылтрансу. Ориентиром служил близлежащий лес на склоне хребта. С самого начала движения стало понятно, что мы сильно перегружены. Темп движения был медленным, постоянно останавливались на передышки. До леса шли больше часа.
На границе леса сделали перекус и оставили часть продуктов и газа, поскольку возвращаться мы должны были через 2 дня этой же дорогой.

Через пол часа продолжили движение. Тропа была везде четкой и ориентирование не составляло каких-либо проблем.
Изображение
Единственной трудностью на лесном участке пути может быть отсутствие воды, но у нас с собой был её некоторый запас. Вдоль тропы постоянно встречалась земляника, которой я подпитывался на привалах в ожидании Ани. По пути встретили несколько групп. Около часа по полудни вышли к ручью, где решили привалиться по большому и более получаса матрасили.
Именно здесь была граница леса, после которой подъем выполаживается и по широкой долине тропа идет меж двух ручьев. Справа по ходу миновали кошару. У основной тропы появилось множество ветвлений, натоптанных коровами. Около 16.00 вышли к подъему из долины. Предстоял подъем по крупнокаменной сыпухе, а мы уже достаточно удолбались. Разведка показала, что при продолжении движения мы можем оказаться без нормального места под палатку. Решили остановиться перед сыпухой на удобном пятачке с которого открывался красивый вид на пройденную нами долину. Пока ставили палатку, наблюдали, как вслед за нами в долину подтягиваются другие группы и становятся ниже. Вечер запомнился волнами набегающего тумана, то скрывающего, то вновь показывающего огни фонарей и костров других временных обитателей долины. Порой видимость падала до нескольких метров и наш пятачок превращался в остров, находящийся вне времени и пространства.

День 2.
Проснулись в 6.00, на завтрак и сбор ушло 2 часа. Казавшаяся вчера сложной сыпуха, на деле оказалась намного проще (видимо сказался отдых). Преодолев подъем вновь вышли на открытую местность.
Изображение
Надо сказать, что далее хотелось за каждым подъемом увидеть озеро, но пришлось преодолеть ещё три ложные полки, прежде чем вышли к озеру.

По пути к озеру в тумане повстречали первых диких животных, коими были горные козлы. Ближе к озеру несколько раз встретили хорьков.
Дорога к озеру заняла 2,5 часа.
Озеро оказалось действительно большим, но указанных в описаниях 30 га мы там явно не находили. Вода в озере была зеленовато-коричневого оттенка.
Красиво смотрелась г. Сылтран – самая высокая из гряды, окружающей озеро.
На озере кроме нас было 4 человека, двое из которых собирались уходить, что нас несказанно радовало – не хотелось стоять рядом с большой толпой. Выбрали самое лучшее место, неплохо защищающее нас от ветра, поставили палатку, перекусили и около 12.00 отправились налегке в радиалку на перевал Сылтран и близлежащую к нему вершину 3 642. Шлось легко – останавливаясь на фотосессию, на перевал вышли менее чем через час.

Тропа протоптана туда четкая и вдоль неё стоят туры. Перевал представляет собой широкую пологую область с большим туром посередине к которому привязан перевальный колокол-рельс, ударом в который я подтвердил своё присутствие в этом месте.
Изображение
С перевала открывается панорама на долину р. Кыртык и Эльбрус, но нашему, как выразилась Аня, топографическому критинизму не было предела – и Эльбрус мы НЕ УЗНАЛИ (видимо потому его духи обиделись на нас и не пустили на вершину).
[URL=http://photofile.ru/users/alexander_198080/96143422/110792331/]Изображение[/URL

С перевала свернули в сторону вер. 3 642 и тут на высоте чуть выше 3 500м я впервые почувствовал влияние этой самой высоты – появилась отдышка и пульс подбирался к 180, начал чаще останавливаться и отставать от Ани. На вершине провели около часа.
Изображение

Снял панорамное видео со смешным комментарием, полным того самого топографического критинизма.
Ещё на перевале Сылтран нам какая-то путешественница посоветовала спуститься с этой вершины другим путем – перевалом 1Б – решили так и сделать. В пользу этого варианта склоняло любопытство и красивое озеро с прозрачной водой голубого оттенка, расположенное внизу. Спустились по каменной сыпухе с уклоном до 60 градусов. Для Ани спуск стал настоящим испытанием – впервые в жизни человек спускался по такому склону. Мне пришлось спуститься раньше, чтоб не получить камнем по голове и около получаса я отдыхал на чудном озерце.

Далее спустились к нашему лагерю на оз. Сылтранкель по более пологому склону. Подойдя к палатке мы были неприятно удивлены – вокруг неё вырос целый город из других палаток, всюду сновал народ, занимаясь своими делами. Была даже мысль идти куда-то переставляться, но подумав, решили уже оставить всё как есть.
Изображение
Чуть позже к палаткам подошли горные козлы – всех удивляло, почему они не боятся. Расстояние до животных было 5 метров – видимо здесь на таких высотах у них просто нет естественных врагов.

Аня ещё отметилась купанием в озере, чего я делать не рискнул. Вечером мы наблюдали красивый закат с гряды в направлении долины р. Сылтрансу – облака сплошной ватной пеленой покрывали всё доступное пространство – так и хотелось пройтись по ним.

День 3.
Поднялись в 5.00 – завтрак и сбор те же 2 часа. Озеро радовало инопланетными красками.

Предстоял спуск по уже знакомой дороге. Ничего интересного на протяжении всего пути не случилось, кроме того, что коровы съели наш мусор, который мы планировали забрать на обратном пути и спрятали на месте предыдущей стоянки – даже консервной раздавленной банки не нашлось. При подходе к лесу, стал накрапывать дождь, да и вообще всё небо стало серым, что нас совсем не радовало. Заброска, оставленная 2 дня назад оказалась в целости и сохранности. В поселок спустились в 11.30. В поселковом магазине купили хлеб и пошли осваивать автостоп. Минут через 15 я «поймал» шикарный КамАЗ, груженый цементом и следующий в Азау – как раз то что нам требовалось. Водитель, узнав что мы впервые в Приэльбрусье, много рассказывал о здешних местах и поведал историю о том как пил коньяк на вершине Эля. По дороге накрапывал дождь и об особенностях здешнего климата нам тоже было поведано. Вообщем довезли нас за «спасибо» до Терскола, где мы взяли в прокат ледоруб и зарегистрировались в МЧС. МЧС-ники сказали, что погоду передают типа «временами дождь». До Азау шли пешком прямо по асфальтовой дороге, несколько раз попытавшись поймать транспорт, поскольку шли тяжело очень. После километра пути и безуспешных попыток поимки транспорта мы всех водителей с презрением называли матрасниками и разве что не показывали им неприличных жестов. Когда дошли до канатки, с ужасом узнали, что можем не успеть на 3-ю очередь, так как она до 15.00 работает, а время было 14.45. В вагон первой очереди просто влетели. Между первой и второй нас тормознул представитель нац. парка и потребовал денег. Мы настаивали на том, что приказ о поборах действовал до 29.07.2009г, но он сунул нам под нос свежий приказ о таких же поборах. Стоять на своем просто не было времени – мы критически опаздывали, потому пришлось оплатить по 1 тыс. руб. с человека. Вагон второй очереди поднял нас к креселке, которая к нашей радости ещё функционировала.
Поднялись на Бочки. После Сылтрана попасть на эту стройку-помойку было настоящим разочарованием. Я никогда не думал, что всё можно так испохабить, но большие деньги диктуют свои условия. Всюду грязь, строительный мусор, просто мусор, кучи какого-то ржавого металла, остатки старых коммуникаций, вообщем если хотите увидеть картину постапокалиптического мира наяву – вам сюда.
Изображение
От Бочек отошли метров на триста и слева от дороги поставили палатку. Эти триста метров я не смог пройти без остановки – раз пять останавливался отдышаться – опять почувствовал высоту. Поставили палатку. Аня чувствовала себя тоже не очень хорошо и сразу легла отдыхать. Я сходил за водой, которую можно набрать из ручьев талой воды у бочек. Большая часть ручьев была с запахом бензина и характерной радужной пленкой – пришлось постараться и поспрашивать, прежде чем нашел более менее чистую протоку. Назад к палатке опять шел с несколькими остановками – даже налегке идти было тяжело – останавливался на отдых. Чуть позже пошел знакомиться с соседями, дабы узнать их планы на ближайшее будущее. Кругом были иностранцы, но в палатке напротив был слышен постоянный хохот и русская речь – туда и направился. К своему удивлению обнаружил там сборную группу из Шахт и Таганрога, руководителя которой, Васю, я очень хорошо знаю с детства – они шли тройку и Эльбрус был у них финальной факультативной вершиной вне зачета. Надо сказать, что у Васи это была шестая, и вновь неудачная, попытка восхождения на вершину – вот уж кому не везет.

День 4.
Проснулись в этот день позднее обычного – около семи утра. Погода ночью испортилась – дул порывистый ветер. Из палатки вылез около восьми утра. Как раз Вася с группой пошли на восхождение.
Изображение
Они сами понимали, что поздно выходят, но раньше не пускала погода.

Мы ещё долго собирались, и пошли на акклиматизационный выход только в одиннадцатом часу. Нормально я себя чувствовал только около лагеря – как только вышли, вновь жуткая слабость и постоянные остановки на «подышать». Аня на высоте чувствовала себя гораздо лучше. Чуть более чем через час миновали приют 11. Продолжили движение вдоль скальной гряды, но погода портилась, видимость постоянно менялась от полной до нескольких десятков метров, но идти было легко, так как ратраки прокатали целую траншею, да и вешки были видны отлично.
Поднялись примерно до высоты 4 300 метров где посидели чуть более получаса и решили спускаться вниз. Пока отдыхали на этой высоте, встретили Васю – они поднялись до 5 100 метров, то есть приблизительно туда, где заканчивалась набитая ратраками дорога. Около 16.00 были на бочках. Вечером при засыпании обнаружил ещё один неприятный высотный симптом. При попытке заснуть тут же вновь просыпался от недостатка кислорода. Пришлось пить таблетки от «горняшки», благо Аня взяла с собой что-то для таких случаев. Но всё равно уснул более чем через час.

День 5.
Поднялись в 6.00. Погода была ветреной, часть неба закрывали облака.

2,5 часа ушло на сборы, прежде чем мы отправились. Решили ставиться у приюта 11. Шел опять тяжело, Аня вновь топала впереди.
Изображение
Тем не менее, до приюта 11 поднялись почти за то же время, что и вчера налегке. Просто по подмерзшему насту шлось куда лучше, чем по подтаявшей каше-жиже.

Решили подниматься выше, чтоб облегчить себе задачу в день восхождения и тут Аню понесло, точнее Аня понеслась… я вместе со спасателем и ещё одним парнем никак не могли её догнать и до неё докричаться, а ей весело и легко шлось в горку. Спасатель предлагал мне добить того второго парня, дабы увеличить темп нашего движения (как оказалось, они шли спасать его товарища, которого на седловине сильно скрутило). Так и дошли мы до высоты 4 300, где нас спокойно дожидалась Аня. Спасатель ей сказал, что там на седловине можно хорошо стать и за перевалом тоже не плохие места для стоянок. Если бы мы её не остановили, наверное точно ночевали бы там. Палатку поставили на ровной площадке, защищенной от ветра стенкой из камней, которую я немного нарастил и подреставрировал.
Хорошо отдохнув и перекусив, решили налегке сделать максимально возможный по высоте выход налегке. Впервые в жизни одевали кошки, на что потратили непозволительно много времени. Поднимался легче чем с рюкзаком, но всё равно тяжело. Погода окончательно испортилась – постоянно дул ветер, почти всё время шли в тумане. Аня опять «порхала» впереди (ещё так неделю походить и комплекс неполноценности заработать можно в купе с ударом по мужскому самолюбию).
Изображение
По пути обогнали несколько групп, которые также шли на акклиматизацию. Миновали скалы Пастухова и, дойдя до высоты 4 800, повернули назад, по причине всё ухудшающейся погоды и видимости. Спустились к дому довольно быстро. Ночью ветер постоянно тряс палатку, поднялась пурга.

День 6.
День был посвящен отдыху перед восхождением. Думали потренировать навыки задержания на склоне и поработать над хождением в связках, но непрекращающаяся пурга и сильный мороз быстро отбивали эти мысли.
Изображение

Сидели играли в дурака. Аня много ела и смеялась – видимо так на нее действовала высота, я тупил – видимо так на меня действовала высота.

День 7.
Проснулись в 3.00 на восхождение. Ветер рвет палатку, засыпая её при этом снегом, мороз крепчает. Снова уснули. Проснулись в 5.00 – всё ещё веселее – через незакрывающееся окошко палатки задувает снег даже из под тента. Уснули опять. Проснулись в 7.00 – ничего не меняется - надо спускаться ниже. Палатку уже еле выгрызли из камней, снега и льда.
Изображение

Я продолжаю тупить, у меня жуткое состояние и какое-то обезвоживание, видимо после температуры ночью (хотя может её и не было). Собрались быстро и начали спускаться. Могу сказать, что так плохо я себя никогда в жизни не чувствовал – шел на чистом автопилоте и жутко хотелось пить. Часто останавливался передохнуть. Аня уже думала, что я сам не дойду и придется кого-то на помощь звать. Когда спустились на Бочки, первым делом поставили чай, выпив около литра которого я практически вернулся к жизни.
Спустились на канатке в Азау, где пройдя в направлении Терскола около полукилометра, остановились на берегу реки.
Спрятали рюкзаки и отправились в Терскол сдавать ледоруб и радовать МЧС-ников своим успешным возвращением. Когда вернулись назад поставили палатку и развели первый и единственный в этом походе костер. Вечером пили чай из чабреца, листьев малины и ягод земляники, которой вокруг было море.
Изображение

День 8.
Проснулись, собрались и дотопали до Терскола, откуда в 9.30 ежедневно ходит маршрутка до Нальчика – её услугами мы и воспользовались. Меня удивило то, что даже в Терсколе срывался августовский снег. Около 12.00 были в Нальчике, где в кафешке вкусили вкус пива и супа (точнее первого блюда с незапомнившимся местным названием).
В 16.20 поезд повез нас туда, куда возвращаться совсем не хотелось. Осталось ощущение чего-то не доделанного.