По всему горному Закубанью разбросаны сотни дольменов — одних из наиболее древних человеческих сооружений на Земле. Дольмены — это мегалитические надгробия. Большинство из этих погребальных сооружений плиточного типа, т.е. — каре, сложенное из четырех гигантских цельных плит, высеченных из песчаника и поставленных на ребро, покрытое сверху крышей — такой же пятой плитой, только несколько больших размеров, так что над круглым отверстием, высеченным в передней плите, образуется навес. Некоторые плиты перекрытия достигают веса 20-ти тонн (!). Ритм же ее пропорций, монументальность, симметрия — все это производит впечатление грандиозности и прочности. Не зря дольмены (вместе с кромлехами и менгирами) расцениваются историками искусства как зачатки монументального зодчества.
Области распространения дольменов в мире тяготеют к Мировому океану. Первоначально европейской науке сделались известными дольмены Индии, Палестины и ряда европейских стран — Франции (Бретань), Италии, Греции, Испании и ряда Скандинавских стран. Дольмены считались принадлежностью индоевропейской расы. Само название «дольмен» составлено из двух бретонских слов: dol — «стол» и men -"камень" и переводится как «каменный стол» (бретонский язык, сохранившийся до нашего времени, относится к кельтской группе индоевропейских языков).
Существует гипотеза, согласно которой строители дольменов принадлежали к единому народу мореплавателей. По другой гипотезе, дольменная культура присуща различным народам, имевшим между собой контакты.
Известный советский исследователь дольменов Л. И. Лавров считает, что , отправляясь от второй гипотезы, можно исследовать вопрос о морских путешествиях древних кавказских горцев, которые хотя и заимствовали, но усовершенствовали технику строительства дольменов. В настоящее время принято считать время постройки дольменов горного Закубанья к 2300 — 2000 годам до нашей эры, то есть считать их ровесниками египетских пирамид. Лавров считает несомненным факт существования контактов между строителями пирамид и дольменов. В пользу этого, по его мнению, свидетельствует одинаковая забота о загробной жизни.
Впервые дольмены на Западном Кавказе были обнаружены русским академиком П. С. Палласом в 1793 году. Проезжая вдоль Северной косы на Таманском полуострове (близ станицы Фонталовской), он встретил развалины татарского села Чокрак-Кой, «…а несколько дальше, — добавляет он в своем отчете, — на ровной возвышенности много могил … с большими плоскими известковыми и песчаниково-шиферными плитами, поставленными на ребро в продолговатые четырехугольные ящики. Происхождение их не татарское, а, пожалуй, черкесское».
В 1818 году французский археолог Тебу де Мариньи открыл группу дольменов в долине р. Пшады. В советское время дольменами занимались многие ученые, среди которых в первую очередь должны быть отмечены В. И. Марковин, посвятивший дольменам 25 научных публикаций в 1960 — 1975 годах, свою докторскую диссертацию, монографию, а также популярную книжку, Л. И. Лавров, опубликовавший в 1960 году наиболее полный каталог дольменов Северо-Западного Кавказа, и известный краснодарский археолог Н. В. Анфимов — его экспедиция в 1957 году к дольменам Русского Причерноморья добыла много сведений о каменных мегалитах.
Дольмены для Краснодарского края — это то же, что пирамиды для Египта. С них начинается доступная для науки история цивилизаций на Кубани, они органически вписались в горно-лесной ландшафт края и сделались неотъемлемой частью этого ландшафта. К сожалению, дольмены часто становятся жертвой невежества и бескультурья: их ломают из любопытства, покрывают надписями, коптят дымом кострищ, разбирают на строительные нужды, разрушают в надежде найти клад. Причиной этого является, безусловно, недостаточная осведомленность о дольменах.
В расположении дольменов на местности могут быть выявлены некоторые закономерности. Как правило, их строили в лесной зоне. Высота расположения большинства дольменов колеблется в пределах 250 — 600 метров над уровнем моря. Дольмены возводились на плоских площадках, на водораздельных хребтах, на плоских вершинах невысоких гор. Своими фасадами они, как правило, обращены в сторону понижения склона, в строну реки, при этом всегда в солнечную сторону. Дольмены всегда приурочены к бассейну реки.
При всей простоте конструкции дольменов архитектура их довольно разнообразна. В настоящее время выделено четыре основных типа дольменов: 1) обычный или плиточный; 2) составной; 3) корытообразный; 4) дольмен-монолит. 94% от всех дольменов — плиточные.
Среди корытообразных дольменов особый интерес представляет их весьма редкая разновидность — ложно-портальные дольмены, фасад которых не имеет отверстия: на месте, где оно обычно бывает, сделана выпуклость, имитирующая поверхность каменной пробки-втулки.
Ложно портальные дольмены встречаются лишь в узком секторе Русского Причерноморья — от реки Шахе до реки Туапсе.
Из перечисленных типов дольменов плиточный является наиболее древним, и все остальные подражают ему.
Существуют различные вариации в архите5ктурном оформлении дольменов. Иногда камера дольмена в плане имеет форму не прямоугольника, а трапеции, еще реже встречаются многоугольные в плане камеры дольменов (с числом углов больше четырех). Есть «двухкомнатные» дольмены (с двойными камерами), есть дольмены с двускатными крышами.
Некоторые большие дольмены украшены приставными портальными выступами -двумя контрфорсами, расположенными в одной плоскости с плитой-фасадом. Такие дольмены, а также дольмены с двумя камерами имеются также в Турции и Каталонии (Испания).
Вообще наибольшее архитектурное сходство кубанские дольмены имеют с дольменами в Пиренеях, и это, быть может, является еще одним подтверждением таинственной, пока еще совсем мало исследованной связи древних басков с народами Кавказа (некоторые филологи склонны относить язык басков к кавказской группе языков). На крыше некоторых дольменов имеются чашеобразные углубления, давшие повод думать, что в эти последние помещались жертвоприношения или пища во время тризн. Во многих дольменах полом служит монолитная песчаниковая плита (шестая по счету во всем сооружении), в других случаях пол мавзолея вымощен мелким камнем, а середине его находится каменный ящик.
Перед фасадом дольмена всегда имеется площадка — иногда искусственная, иногда естественная, изредка огороженная менгирами и кромлехами. Очевидно, такая площадка была нужна для ритуальных целей.
Отверстие портала всегда достаточно широко для того, чтобы в него мог проникнуть человек. В литературе описан только один дольмен, имеющий маленькое овальное отверстие с наибольшим размером 26 сантиметров. Он был обнаружен Е. Д. Фелицыным на Зацепиной поляне близ станицы Баговской.
Вес монолитных плит, использованных при строительстве дольменов, достигает 23 т. Строители использовали местные породы — прочные песчаники, плотные известняки, но иногда эти гигантские плиты им приходилось транспортировать на расстояние 15–20 километров. В таких случаях были нужны одновременно усилия не менее 150 человек, быть может, использовалась тягловая сила быков. Камень обкалывался, шлифовался, в плитах выбивались пазы. Считается установленным, что строители дольменов применяли при обработке плит шлифовальные камни и тесла с округлыми и прямыми лезвиями, что при возведении мавзолеев они использовали натянутый шнур и отвес. Перемещая и разворачивая многотонные глыбы, они прибегали к помощи рычагов, веревок, подсыпок и тому подобных средств.
Дольмены служили местами одиночных, парных и множественных захоронений. В последнем случае покойники сидели в нем по углам и в центре. Рядом с ними располагалась погребальная утварь: керамики с примитивным орнаментом, металлические ножи и топоры, бронзовые ритуальные крюки, кремневые наконечники дротиков и стрел. Тела умерших украшали сердоликовые бусы, золотые височные кольца. Иногда в дольменах находили скелет собаки — это животное сохраняло свое сторожевое назначение и в погребальном ритуале.
Многие изделия, найденные в дольменах, выполнили роль «опорных» (то есть по ним было установлено время создания дольменов), другие были квалифицированы как материал, помещенный внутрь мавзолеев в более поздние времена. Найденный инвентарь и орнаментировка дольменов, символизирующая идею возрождения жизни и идею плодородия, свидетельствуют о связи между культурами горного Закубанья и Средиземноморья.
Впоследствии некоторые дольмены стали играть роль мест вторичных, многократных захоронений и превратились во вместилище костей — оссуарии. В дальнейшем дольменное погребение сменилось обычаем хоронить мертвецов на ветвях деревьев.
Дольменная культура сыграла заметную роль в становлении абхазо-адыгского этноса на его раннем этапе. Металлические мавзолеи вошли в словарный состав языков народов западной оконечности Кавказа и в предания. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилище костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы — «адамра» (древние могильные дома). Адыги первоначально пользовались словом «кеунеж», которое имеет тот же смысл, что и абхазское «адамра», а в более поздние времена термином «испыун» («испун», «спыун»), который переводится как дом карлика («спи» — карлик, «унэ» — дом). Согласно адыгским преданиям, дольмены — жилища построенные великанами («нарт», «енажь») для соседнего с ними племени карликов («спи», «цан», "цанна) из великодушия жалости к беззащитным существам (впрочем, имеется вариант легенды, утверждающий, что коварные карлики вынудили хитростью простодушных гигантов выполнить эту работу). Более поздние адыгские сказки утверждают, что круглое отверстие дольмена гномы, как лихие джигиты, преодолевали, выпрыгивая их испыуна и запрыгивали внутрь его верхом на зайцах.
Появившиеся впоследствии в горном Закубанье черноморские казаки окрестили дольмены «богатырскими хатками» — названием, отвращающим скорее не размеры здания, а усилия, употребленные при его постройке.
Дольмены на Кубани вот уже почти двести лет вызывают пристальный научный интерес. Ученые подчеркивают, что с ними продолжает быть связано множество тайн и загадок. Слабо пока изучены прижизненные поселения носителей дольменной культуры, еще не создана хронологическая шкала дат сооружения дольменов, основных архитектурных типов и смены погребального обряда в них. Недостаточно разобран вопрос об отношении культуры дольменов к предшествующим и последующим культурам. Неравномерно исследованы существующие дольмены.
Опыт последних десятилетий показывает, что некоторые из дольменов, относящихся к описанным в литературе дольменным группам, местонахождение которых потеряно, были вновь обнаружены туристами. Кроме того, не исключена возможность обнаружения дольменов, неизвестных науке, не включенных в существующие каталоги. Задача отыскания дольменов, снабжения их аншлагами доступна всем, кто ходит в горы работать или путешествовать: лесорубам, туристам, краеведам, охотникам, юным следопытам.