Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Все о мероприятиях в горах: скалолазание, альпинизм, горный туризм, маунтбайк и т.п.

Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение наблюдатель » 03 дек 2009, 17:02

Фотки http://raft-foto.tetistur.ru/thumbnails.php?album=31

Дольмены Богатырской поляны — находятся между станицами Махошевской и Новосвободной, за ст. Абадзехской на водоразделе, между дол. p. Белой и Фарс. Одно из самых массовых захоронений на Кавказе. Насчитывали более 400 мегалитов, многие из которых были разграблены местными жителями. Известный археолог Мессен называл «Богатырскую группу» уникальной в мировом масштабе и сравнивал ее с аллеей сфинксов в Египте. Богатырской поляной называют, вероятно, из-за обилия дольменов. Дольмены тянутся довольно правильными рядами с запада на восток. Основная группа мегалитов сосредоточена на восточной окраине Богатырской поляны. Все сооружения однотипные и соразмерные. Сложены из песчаника и светлого известняка. Самый крупный из сохранившихся дольменов Богатырской группы находится несколько в стороне от других сооружений. Длина его — более 3 м, высота — около 2 м.

Дольмены урочища «Клады» — расположены в 4 км к северу от ст. Новосвободной, на лесной возвышенности, в междуречье p. Фарс и Фьюнт. Раньше курганная группа состояла из 3 30 курганов и дольменов. В 1869 г. Н.М. Каменевым в этой группе был вскрыт курган, внутри которого находилась гробница с ко-нической крышей, которая состояла из 8 одинаковых треуголь-ных плит, сложенных в виде конуса. В основании дольмена находилась каменная плита, имеющая форму круга с диамет-ром 3 м и весом 2 т.. В середине 80-х годов XX в. раскапывают огромный «Серебряный курган» и под его насыпью обнаружи-вается целый мегалитический ансамбль, включающий дольмен с каменной скульптурой зверя, квадратную (30x30 м) площадку с бордюром по периметру, на которой установлены 3 менгира и стена-календарь с геометрическим орнаментом. На стене доль-мена сделаны цветные рисунки. Стены другого дольмена по-крыты предметами вооружения человека (лук, колчан, щит).

Урочище «Клады» — вероятно, что это название перевод адыгского топо¬нима «Хашпек» — «Кладовая». Подобное название местности с курганами Майкопской культуры, имеется в Кабардино-Балкарии, где в Чегемском районе возникло селение Кишпек от соседства с курган¬ным некрополем.
Урочище расположено на левом берегу реки Фарс, в 4 км к северу от станицы Новосвободная Майкопского района, республики Адыгея. Группа из почти 60-ти курганов с подкурганными мегалитами распределена по левым террасам реки, на протяжении полутора километров, вдоль восточного склона водораздельного хребта между поймами рек Фарс и Фьюнт. Основная группа курганов сконцентрирована вдоль левого притока Фарса — ручья Осинового. В эту группу входит 40 курганов, в числе которых самый большой — «Серебряный курган» (курган № 11) с самой крупной насыпью — 150 м в диаметре и около 20 м в высоту. Курган расположен на юго-восточном углу курганной группы, вблизи станицы. Новосвободной. При исследовании кургана в нем была расчищена культовая площадка, вымощенная плитняком, с менгирами, бордюром, и портальным дольменом. В портале дольмена найдена скульптура зверя из известняка длиной 110 см. Так же в этой курганно-мегалитической группе были раскопаны и исследованы следующие сооружения.
Двухкамерная гробница с плоской крышей, и остатками курганной насыпи в кургане № 6, расположенном в 50 м к северо-западу от Серебряного кургана. Курган был раскопан И. И. Веселовским в 1893 г. Двухкамерная гробница с двухскатной крышей в кургане № 15 с одним оставленным сектором насыпи. В 100 м на северо-запад от Серебряного кургана.
В ряде курганов, расположенные в северо-западном направлении, в пределах 100 – 300 м от Серебряного кургана, были расчищены лишь остатки стен двухкамерных гробниц.
В кургане № 39, в 980 м к северу от Серебряного кургана, был расчищен дольмен портально-коридорного типа и найдены плиты (остатки) шатровой гробницы.
В кур¬гане № 40, в 1 километре к северу от Серебряного кургана, был раскопан большой портальный дольмен размерами 3 х 4 х 3 метра. В этом же кургане — плиточный дольмен небольших размеров. Под насыпью кургана обнаружены остатки куль¬турного слоя энеолитического времени, мощность культурного слоя поселения — 50 см. Из кургана № 40, также происходит колонна трехметровой высоты, высеченная из монолита песчанистого известняка, которая находится на пасеке одного из местных жителей станицы Новосвободной.
Курган Осиновый, в 1 километре на вос¬ток от Серебряного кургана, с портальным дольменом и остатками культурного слоя поселения мощностью около 70 см.
Поселение «Старчики», расположенное в полутора километрах к северу от Серебряного кургана, на 2-й террасе правого берега реки Фарс. Мощность культурного слоя поселения до 1,5 метров. Часть культурного слоя син¬хронна курганному могильнику Клады.
Научная и историко-культурная значимость этого комплексного памятника имеет огромное значение, так как синтезирует достижения всемир¬но известных археологических культур — Майкопской, тесно связанной с Передней Азией; и дольменной, распространенной на больших пространствах Евразии и Африки.

Урочище «Богатырские поляны», «Богатырская дорога» или «Богатырка» — получило свое название еще в прошлом веке именно из-за большого скопления в этом месте дольменов. Дело в том, что адыги называли дольмены — «испъун», что переводится как — «дом карлика». В адыгском эпосе существовала легенда, о том, что некогда в этих местах проживали очень сильные, но маленькие люди – карлики, которые и построили для себя эти дома (дольмены). Русское население, основавшее окрестные станицы: Царскую (Новосвободную), Севастопольскую, Абадзехскую — после окончания Кавказской воины, и назвало эти древние, незнакомые им сооружения — «богатырские хатки». Поскольку последние были сложены из больших, тяжелых камней. Отсюда впоследствии и возникло название: «Богатырские поляны».
Урочище находиться на пологом хребте, который протянулся с северо-востока на юго-запад, в междуречье Фарса и Белой, между станицами Абадзехской и Новосвободной Майкопского района республики Адыгея. Основная, самая массовая группа дольменов сосредоточена в восточной части хребта, в 3 километрах к северу от станицы Новосвободной. Здесь мегалиты, в количестве более 50, расставлены в форме аллеи, в два ряда вдоль Богатырской дороги — отсюда и ее название. А остальная масса дольменов, около 100 мегалитов, разбросана по склонам хребта, на пространстве примерно 10 кв. км. Дольмены Богатырских полян в основном составного типа, сложенные из песчаника и известняка, средние размеры: 3 м (длина), 2 м (ширина), 1,5 м (высота). Это четырехстенные сооружения из цельных плит, накрытые пятой (покровной) плитой. В фасадной стене — круглое (чаще всего), овальное или арочное отверстие небольшого размера.

Изучение Богатырских дольменов началось еще в конце XIX века, когда Е. Д. Фелицын, впервые раскопал на Богатырских полянах 37 мегалитов. Результаты раскопок были им опубликованы в статье (Фелицын, 1904). Всего Е. Фелицыным на Богатырских полянах было насчитано 363 постройки из больших плит. В 1950 - 70 годы раскопки дольменов на Богатырских полянах продолжил В.И. Марковин, им было описано 238 дольменов. А в 1964 – 65 гг. здесь проводил археологические изыскания П.У. Аутлев, которым было открыто грунтовое погребение дольменной культуры. В 1980-х гг. паспортизацию дольменов продолжили В.А. Дмитриев и А.Д. Резепкин. Материалы раскопок хранятся в ИА РАН и в ГИМе.
Большинство исследователей датируют дольмены Богатырских полян периодом средней бронзы, т.е. 1-й половиной II-го тысячелетия до н.э. (Марковин, 1978). Богатырские поляны являются самым массовым памятником мегалитической культуры Республики Адыгея. В вопросе связи с ландшафтом и композиционного решения древнего некрополя это самый монументальный вариант погребально культового ансамбля Западного Кавказа, напоминающий подобные мегалитические ансамбли Западной Европы (п-ов Бретань, Шотландия).
http://kgpbz.ru/index.php?option=com_co ... &Itemid=32

Видео по этим местам http://rutube.ru/tracks/131185.html?v=9 ... 7857d02a5b


Дольменная площадка в Кизинке:
http://roksalan.narod.ru/0maykizin.htm
http://journey.by.ru/barak-kizin/barak-kizin.htm

Также планирую посетить пещерный монастырь в п. Победа!

Участники:
1. наблюдатель (палатка)
2. Homster

3. Enot (палатка 2-шка)
4. Bonsai

5. John
6. Тэлька (палатка 2-шка)

7. Илья-Казак (палатка)
8. Emile
9. Ratamahata

10. Максим-Ищущий (палатка 2-шка)
11. dim
Последний раз редактировалось наблюдатель 19 мар 2010, 12:48, всего редактировалось 19 раз(а).
Аще где в сообщении сим грубостию моей пропись или небрежением писано, молю вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения (С) древнерусские летописцы.

Отчеты CET-Club
Аватара пользователя
наблюдатель
 
Сообщения: 3836
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 12:43
Откуда: Нахичевань, Северо-западный отрог Гималаев
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение наблюдатель » 22 мар 2010, 11:48

Как и договаривались, встречаемся в среду 24.03 в 19.00 для обмена фотками!
Аще где в сообщении сим грубостию моей пропись или небрежением писано, молю вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения (С) древнерусские летописцы.

Отчеты CET-Club
Аватара пользователя
наблюдатель
 
Сообщения: 3836
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 12:43
Откуда: Нахичевань, Северо-западный отрог Гималаев
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение John » 22 мар 2010, 11:54

Одно из первых ощущений весны. Рано утром, когда только начинает светлеть, входишь в лес, а под ногами впереди идущих хрустит снег, сухие ветки и зелёные стебли дикого чеснока - черемши. Этот резкий, но приятный запах везде, он заполняет своим объёмом всё пространство вокруг тебя и становится неотделимой от весеннего леса Адыгеи вещью. Жуёшь стебель, доходишь до разделения двух склонов небольшой речкой: на северном склоне лежит снег, а весь южный - зелёный от дикого чеснока и первоцвета. Символами природу наделяет человек, хотя она просто такая какая есть. Миллионы лет.

Дольменов Богатырской поляны - многие десятки, они выстроены в виде аллеи вдоль восточного склона и раскиданы по всему спуску с него в радиусе нескольких квадратных километров. Шизотерические голоса, твердящие про "необычное" происхождение мегалитов, к ним ИМХО не приглядывались, а изначально следовали своему больному самовнушению. Вопросов у археологии больше, чем ответов, но уже найдены захоронения строителей, их орудия труда, камнетёрки, плиты со следами неудачной обработки и т. д. А сколько ещё находок сокрыто в земле, если каждый год открываются новые дольмены и до сих пор нет полной паспортной карты дольменов Кавказа! На Богатырской поляне большинство строений разрушено деревьями, людьми, оползнями, но сам факт их присутствия наполняет этот склон своеобразным колоритом. Здесь были древние люди. Для них это место имело важное значение. Символизм.

Март, уже сильно греет солнце, лёг подремать на склоне, утонув в сухой траве. Уже начал сниться сон, но я решил пробудиться в полной уверенности, что прошло больше часа времени. На самом деле утекло минут пять от силы: ещё была видна спина замыкающего. Ощущение времени - штука условная.

С детства чувствовал то, что потом было проверено и приобрело своё выражение в словах. Что природа, при определённом настрое человека, влияет на него, "проясняя" сознание. Особенно если это сопряжено с физическими нагрузками, резким уходом от привычных раздражителей, осознанием и преодолением страха смерти и других фобий (высоты, замкнутых пространств, одиночества и т. д.). Это практика проверяемая опытным путём, в разных вариациях описанная в специальной литературе. В процессе нужно отстраниться от посторонних мыслей в голове, сомнений и сожалений, желаний и ожиданий. Постараться воспринимать окружающий мир (и себя в нём) таким какой он есть, а не таким каким мы хотим или вынуждены его видеть. Как бы раствориться в такой пустоте и некоторое время культивировать это состояние. Тогда удивительные вещи происходят даже с людьми логико-рационального мировосприятия. Всё насущное и ранее слабо осознаваемое обретает вполне осязаемый рельеф и контраст.
Главная сфера действия лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в специфической и неспецифической защите имунной системы организма от внешних и внутренних патогенных агентов. (с)
Аватара пользователя
John
Модератор
 
Сообщения: 2804
Зарегистрирован: 24 дек 2008, 00:54
Откуда: Зимбабве, штат Иллинойс, селение Ицхаткоатль

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение 40let » 22 мар 2010, 14:29

John
Хорошее эссе.Вы поэт ,батенька! :D Если серьёзно ,я тоже замечал пожожие мысли .Особенно на 2-3 день ощущения усиливаются.
О! сколько нам открытий чудных готовит Провиденья Дух!!!
Аватара пользователя
40let
 
Сообщения: 87
Зарегистрирован: 19 янв 2010, 20:44
Откуда: ЗИХИЯ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Emil » 22 мар 2010, 17:33

ЭХЕ ХЕЕЕЕ!!! Вас приветствует радио Энерджи!!! :lol:
Было суперски, бодро, весело и познавательно всей группе чмок :man_in_love:
Про мироощущения похода, John правду говорит. У меня еще в первый день идёт какое то высвобождение мыслей, многие могли наблюдать наш с Ильёй бредогенеративный процесс :) А потом когда мыслей особо не осталось, наступает какое то созерцательное спокойствие при котором начинаешь замечать вокруг то, что ускользало ранее...
Никто не уйдёт от высшего блага!
Аватара пользователя
Emil
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 19:39
Откуда: Из ИСТОЧНИКА
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Илья-Казак » 22 мар 2010, 18:24

Всем выражаю глубочайшую благодарность за то что вы были в этом ПутеШествии, все молодцы!!!
— Ничего не поделаешь — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты, и я!
— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса.
— Конечно, не в своем — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась?
Аватара пользователя
Илья-Казак
 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 20 дек 2009, 17:44

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Bonsai » 22 мар 2010, 23:11

Получен хороший заряд позитивных впечатлений!
Динамическая медитация очень эффективна, а чудесная природа усиливает её в разы. Эго ничего не остается, как растворится в пространстве :D

Поход был великолепен и компания замечательная, всем Спасибо!
Bonsai
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 17 июл 2009, 13:12

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Enot » 28 мар 2010, 21:23

В Свято-Афонском Михайловском монастыре для нас провели экскурсию, рассказав немного об истории обители и о древнем подземном монастыре, существовавшем в IX-XIV веках. Я записал речь экскурсовода на диктофон и вот сегодня расшифровал:
Скрытый текст: Показать
Рассказ экскурсовода
в Свято-Михайловском монастыре.


У картины с изображением монастыря в XIX веке
Во второй половине XIX века, по завершении русско-кавказской войны, когда Кавказ стал частью нашей единой великой России, и основался монастырь в горах кавказских. Он полностью оправдал свое историческое предназначение: прежде всего как оплот мира, согласия, устранения произвола, разночинств, разногласий и приобщение горцев в нашу единую великорусскую семью. Как раз на месте одной из последних битв с горцами основался монастырь. И когда указом святейшего Синода 17 мая 1878 года было дано разрешение на этом горном плато основать монастырь, то дружно сразу закипела работа. И вот когда был построен самый первый храм той прежней обители, храм во имя архистратига Михаила (он здесь на литографии, а это, как раз где храм, возрожденная обитель, вон перед вами новый храм — храм возрожденной обители), с горных безлюдных высот раздался колокольный звон и местность огласилась благозвучным пением иноков-монахов. И тогда в этот строящийся монастырь пошли паломники, богомольцы, и обитель стала разрастаться братией, а среди братьев нашлось немало умельцев, искусстных ремесленников, опытных мастеров, особенно по строительной части — плотники, каменотесы, каменщики и т. д., и т. д. Тогда уже к 1902 году, то есть за 24 года, дикое, безлюдное, пустынное, затерянное среди гор Кавказских, место стало вот такой вот прекрасной обителью. Итак за 24 года этот монастырь разросся, благоукрасился, стал огромным архитектурным комплексом из 5 храмов и других многочисленных построек. Из 5 храмов той прежней исконной обители XIX века сохранился вот только храм [....начальной] Троицей. И милостью Божией, постепенно, в возрожденной обители строятся все прежние храмы. В настоящее время отстроен и уже освящен второй уже действующий храм во имя архистратига Михаила на месте самого первого храма. Завершены наружные строительные работы третьего храма (вот как раз игуменский корпус) — храма в честь Преподобного Александра, игумена обители неусыпающих. В 46-м году богоборцы взорвали и уничтожили самый главный красивейший храм — Успенский храм. И на основе взорванного, разобранного храма, когда на этом месте после войны основали детскую воспитательную колонию, построили школу в 47-м году. Даже колоны на здании школы, обратите внимание, взяты с того прежнего Успенского храма. А пятый храм украшал вершину горы Фавор. В те времена подъезд на вершину горы был совершенно невозможен. Представьте, как в те времена монахи шли на гору, неся бревна, камни и все прочее. Из этого стройматериала, который они принесли на своих руках и плечах, и был построен Храм Преображения Господня на вершине горы, который вмещал до 600 богомольцев — ну я говорю, чтобы представили размеры того храма. Его в 47-м году богоборцы взорвали. В 2008 году монашеская братия совершила крестный ход. Они воздвигли крест на месте алтаря и молились, чтобы Господь сподобил, дал возможность, силы и средства снова отстроить храм на вершине горы, чтобы как в те времена золоченные купола с блеском освещали красоту гор Кавказских. И вот после этого через недели две было дано «добро». Сейчас готовится место, расчищается площадка для постройки храма Преображения Господня на вершине горы.
От строящегося Александровского храма, как в те времена, так и сейчас, братский килейный корпус. Как в те времена, так и сейчас монахи живут в своих кельях уже возрожденной обители. А по левую сторону — здание паломнической гостиницы, где сейчас, в данный момент, приходят и приезжают паломники для молитвенных трудов и помочь посильным трудом возрождающейся обители.
В те времена мирная иноческая жизнь и образцовое трудолюбие монахов Свято-Афонской Михайловской обители снискали самую искреннюю любовь и широчайшие симпатии не только всего разношерстного, разноплеменного Кавказа, но и далеко за его пределами. Ежедневно в трапезной монастыря готовили 300 ведер щей и выпекали 100 пудов хлеба. Представляете, какое количество человек было ежедневно всегда в монастыре и все они находили кров и пропитание, молитвенное утешение. Они располагались в странноприимных домах, один из которых сохранился, будет восстанавливаться, реставрироваться. Монастырь, обладая богатой, развитой экономикой, обеспечивал всем необходимым, что нужно было для жизни.
В 2008 году монастырь отметил 130-летие своего основания. К этому событию монахом Прокопием была издана книга об истории обители. Отец Прокопий берет и предысторию тоже, то есть он берет события с VI века по сегодняшний день. Эти места были обжиты еще за долго до русско-кавказской войны выходцами из Византии, когда они основывали пещерные монастыри, вырубленные в скалах под землей, когда спасались от иконоборческих репрессий, гонений, в истории Византии которые имели место где-то с VI по IX век. Особенно VIII-IX век пик репрессий достиг такого размаха, что поток сторонников иконопочитания, покидавших пределы империи и основывающих пещерные монастыри в Крыму и на Тамани, в горах Абхазии, Армении, Грузии и по Кавказу. И даже были паломники на Украине, кажется. В Белоруссии византийцы тоже основывали пещерные монастыри. Однако из истории мы помним, что в IX веке эти репрессии были прекращены царицей Феодорой в 842 году. Было восстановлено почитание святых православных икон. Но обжитые монастыри жили своей прежней жизнью дальше, пока какие-то исторические события не повлияли на ход развития этих монастырей. Вот в свое время и благодатная земля Адыгеи была оказалась притягательной для сторонников иконопочитания. И в этих местах когда-то с IX по XIV век и процветал тот самый византийский православный пещерный монастырь, остатки которого были восстановлены и расчищены монахами обители XIX века. Какая-то часть сохранилась и до ныне.

По дороге к пещерам.


- А на сколько я знаю, там еще пещера не полностью раскопана?
- Ну, конечно...
- А планируется вообще?..
- Вообще планируется, но только когда именно сложно сказать. Сейчас в монастыре надо завершить Александровский храм, храм на горе, восстановить часовню на горе Острахе, потом на месте Успенского храма планируется красивую деревянную церковь построить в центре монастыря. Поэтому... Восстановить гостиницу — странноприимный дом...
- То есть пещера в последнюю как бы очередь?...
- Может быть, может быть они между делом как-то и вклинятся, когда специалисты там приедут. Из Петербурга были...
- А топосъемку проводили?
- Я в тонкости не вникала. С ними отец Прокопий работал. Но он особо пока не дает информации почему-то.
- Ну они чертежи какие-нибудь делали?
- Ну они какие-то измерения делали...
- А здесь был странноприимный дом?
- Вот как я говорила, это один из странноприимных домов остался от той прежней обители. Здесь был огромнейший такой гостиничный комплекс. Толстостенное здание, старинная кладка из местного камня тесанной ручной работы — оно от той прежней обители XIX века. И планируется также снова восстановить странноприимный дом. Ну, сейчас приняты монастырские гостиницы для паломников.
Пятый храм украшал вершину горы Фавора, где сейчас стоит триангуляционная вышка, она в 85-м году поставлена в военных целях. Там вот крест на месте алтаря в 2008 году, когда монашеская братия совершала крестный ход, там расчищается площадка, где будут строить храм на вершине горы. А вот чуть как бы пониже вторая гора, вот как бы за тополями, - это гора Острах. Это название с той прежней обители. Они все Афонские, ведь этот монастырь основали выходцы со святой горы Афон из Греции, которая является центром и оплотом всего православного монашества, откуда вместе с ними пришла божья благодать на Кавказские горы. Острах означает Афон. На ней намечался строиться уже шестой храм, который был бы в обители храм во имя всех преподобных афонских, на святой горе Афонской просиявших. Но к сожалению революционные события не дали завершить начатое дело. А храм должен строится на основе храма византийской культуры. И вот там произведены раскопки, восстановлена и расчищена площадка, где стоял храм. Ну сразу видно, что это сооружение рук человеческих — храм имеет такую правильную крестообразную форму, размеры которого 13 на 19 метров, с полукруглой апсидой алтаря и сохранившемся баптистерием — это углубление, выложенное из камней, что представляет купель для совершения одного из семи таинств, это таинство крещения. И место такое особое, необычное - там скальные участки, скалистый городок, где участки каменоломен, в которых добывался как раз стройматериал, из которого строились монастырские постройки. Такое впечатление, будто бы сел на машину времени и углубился на несколько веков назад.
- А каменоломни сохранились там?
- Да, скальные участки идут там по склону горы.
- Ну имеется в виду поверхностные работы, камень добывали?
- Да, да...
- А само слово «Афон» оно что означает?
- Само слово «Афон»? Это греческое название. Название горы. Оплот православия, центр всего православного монашества. Сама гора покрыта сетью монастырей. На ней 20 православных монастырей. От одного из монастырей, Кутлумушского греческого, он на юго-востоке этой горы находится, из Успенской кельи вот и пришли монахи, основавшие этот монастырь.
- А что это за фундаменты?
- А, эти постройки? Вы из моего рассказа поняли, что эта обитель не миновала вот той трагической печальной участи, которая постигла тысячи божьих церквей, монастырей и храмов после революции по нашей многострадальной России. В 1928 году монастырь окончательно ликвидировали. И только через 70 лет печальных и славных страниц истории возродили обитель. В следующем году мы отмечаем 10 лет возрождения Свято-Афонской Михайловской обители. Датой рождения возрожденной обители считается 21 июля 2000 года. Это тогда, когда мы летом отмечаем Казанскую икону Божьей матери. А возрождению обители предшествовала турбаза «Романтика». Я не знаю, слышали вы или нет, когда в 70-80-90-е годы здесь были всесоюзные маршруты. Один пешеходный от Лаго-Нак через тот перевал через горы на Черное море 828-й был тогда всесоюзный маршрут - 5 дней на шестой на Черном море конечный пункт курорт Адлер. Затем еще второй 320-й всесоюзный конный маршрут — 10-дневный круиз по горам Кавказским — Гурмай, Тхач, Дах на конях, на лошадях. И вот на этом месте по обе стороны, по правую и по левую, стояли такие летние сосновые уютные красивые домики, где жили летом туристы. Когда турбазы, маршрутов не стало, эти домики разобрали на стройматериалы, потому что местные хулиганы их начали просто-напросто жечь. И это остатки фундаментов тех прежних сосновых деревянных домиков, которые были при турбазе.


У входа в подземный монастырь.

У меня в руках та самая книга отца Прокопия, где он рассказывает. Эта книга издана в 2008 году. Посвящена 130-летию основания Свято-Афонской Михайловской обители. Вот это великий князь Михаил Николаевич Романов, наместник царя на Кавказе. Наш монастырь назван Михайловским почему? Святой архистратиг Михаил является защитником и покровителем нашей обители, начальник над всеми архангелами и ангелами, небесными силами бесплотными. Это имя носил вот великий князь Михаил Николаевич Романов. 20 лет он исполнял должность наместника на Кавказе. В этот период, период его наместничества закончилась русско-кавказская война, здесь окончательно был водворен мир и Кавказ окончательно вошел в состав России. Вот он стал инициатором как высшее государственное должностное лицо основания и почетным ктитором Свято-Афонской Михайловской обители. Вот благодаря ему, как государственному лицу, основался монастырь, процвел, возродился и процветает ныне. Вот за него на всех божественных службах наша монастырская братия молится за его императорское высочество великого князя Михаила Николаевича Романова младшего брата царя Александра II и сына императора Николая I. В этих местах процветал тот самый византийский православный пещерный монастырь. И кстати, в книге о Свято-Афонской Михайловской обители, изданной в 1902 году, это пик расцвета обители. Кстати к этому времени, к началу XX века, эта обитель она с честью вошла в сонм всех лучших обителей России. Так вот, по завершении русско-кавказской войны, как сказано в этой книге, в Грецию на святую гору Афон доходили слухи об обнаруженных в горах Кавказа православных божьих храмах и пещерных византийских монастырях, история которых уходит в глубочайшую древность. Эти факты на столько заинтересовали отца Мартирия - это основатель этого монастыря. Всей душой и сердцем отец Мартирий почему-то стремился на Кавказ. Ну далее из истории мы знаем, приехав сюда на Кавказ, получив архипасторское благословение, он основывает этот монастырь. И вот как под руководством отца Мартирия настолько организованно, и слаженно, и дружно пошла работа. Видя эти результаты Святейший Синод буквально уже через 5 лет воздвигает отца Мартирия в духовный сан архимандрита. Приехал он простым священником в сане иеромонаха. И этот духовный сан уж по тем временам за реально стоящие действительные заслуги. В те времена, когда здесь процветал монастырь, они талантливо соединяли карстовые пустоты естественного происхождения с искусственно вырытыми в известняке подземными ходами. В этих пещерных монастырях были свои храмы, церкви, часовни, хранилища, мастерские, места для проживания и т. д., и т. д. И вот в 30-е годы XIII века, когда эта местность оказалась завоевана монголами и кочевниками, православный монастырь, оказавшись во враждебной изолированной среде, исторически постепенно обезлюдел и к началу XIV века он прекратил свое существование. И вот, когда в горах Кавказских была основана эта обитель, монахи раскопали и восстановили остатки тех византийских пещерных монастырей. Как я сказала, 5 храмов были на земле и еще один храм располагался здесь под землей. Здесь был подземный храм, часовня, в честь преподобного Симеона Нового Богослова — когда храм освящали, как раз был день памяти этого святого — 25 марта по новому стилю, день памяти Симеона Нового Богослова. По дошедшим народным преданиям и легендам в том византийском еще пещерном монастыре были свои угодники, подвижники божьи, многие из которых до сих пор лежат непотревоженные неподалеку, может здесь в соседнем горном хребте, может в тех расщелинах и скалах, заложенных камнями, покрытыми мхом лет и вековыми деревьями. Об этом гласит дошедшее народное предание, и этим заканчивает вторую главу отец Прокопий — период византийских пещерных монастырей он почему-то назвал «легендарным периодом» обители. Вот такие исторические связующие нити того далекого прошлого, исконной и уже возрожденной обители, куда сейчас мы с вами зайдем внутрь.
Как я сказала, в бытность той обители здесь была церковь подземная. Там самый настоящий внутри подземный храм, где были божественные службы, литургии. Кстати, вот очень хорошая статья об этой пещерной церкви есть в газете «Православный вестник» №5 за 2001 год. Здесь всех прихожан, которые шли в эту церковь на службу под землей, встречал пещерный монах у входа. Он был необычного вида, косматый, с длиннющей бородой, в ветхой монашеской рясе и почему-то босой в любое время года. И вот вспоминают: «Подходишь к нему за благословением, а от него какая-то необычная теплота исходит, и глаза такую необыкновенную доброту излучают». Как говорится, дух святости был на нем, он обладал даром прозорливости и исцеления. Больные и немощные, особенно дети, приходя сюда, получали от него благодатную помощь и поддержку. Здесь были случаи: сделали снимок, и на снимке в отдалении запечатлевается такая монашеская тень. Как священники поясняют, возможно его душа витает там, где делала благие деяния. Благословясь, и мы войдем в подземный храм. Сейчас я вам раздам свечи, но их вы зажжете от свечи, которая будет гореть на камне. Он обнаружен там в предалтарной части. Он с виду похож на обычные такие камни, которые в нашей местности в изобилии повсюду. Но на этом камне как-то был высечен крест Голгофа. Паломники со священником, приходя сюда на службу, они иногда в таком изобилии ставят свечи, что от растаявшего воска уже не все разглядишь. Этот крест еще называют схимнический — он вышивается на облачении монахов-схимников. Любой инок, ставший на путь служения богу, проходит ступени духовной иерархии: иночество, малая, великая схимы. В высшей степени — это полнейший аскетизм, но это уже удел особо избранных. О таких говорят, что это люди не от мира сего. Они уходили в уединенные, пустынные места и там в ущельях, пещерах, горах, скалах, пустынях проводили свою жизнь в посте, молитве и воздержании, совершенствуясь в молитвенных трудах и духовных подвигах. Я покажу вам келью сохранившуюся. Нечто подобное — молитвенные труды и духовные подвиги — несли и здесь монахи в этих пещерных условиях. Там сохранилась келья, то есть комнатка, выдолбленная внутри скалы — место подвижничества пещерного схимника. И то, что они избрали путь служения богу в таких сложных условиях здесь в пещерах под землей, говорит об одной из ступеней духовного совершенства.

Внутри пещеры.

- Скажите, а вход один здесь?
- Нет, здесь три входа. Вот он третий, он подальше, но там несколько метров, там залито водой — по склону там низина. Поэтому мы через боковой средний сейчас пройдем ход. Заходите сюда в храм. В этих нишах иконы были, свечи.
Проходя по подземным ходам, мы с вами зашли в подземный храм, часовню подземного монастыря 3-го яруса — они по уровням, по ярусам шли в зависимости от того, на какой глубине находились эти пещерные церкви. 3-й ярус - это те монастыри, которые шли от 50 метров и далее вглубь. Спускаясь сюда, вы почувствовали, на какую приличную глубину спустились. Соответствующая глубина под землей с горными породами, слагающими эту пещеру, при соответствующей влажности... Здесь перепад температур такой — зимой холодно, морозно, сюда заходишь, здесь как-то тепло и уютно, даже выходить не хочется; и наоборот, когда летом жара, зной, здесь свежо и прохладно. Сам храм идет такой своеобразной округлой формы. Вы знаете, здание церквей и храмов завершается куполами. Купол — это символ неба. Небесный свод — престол Божий, земля — подножие престола Божьего. Вот так и здесь, в этой подземной церкви есть рукотворный купол, подобие небесного свода. А купола завершались маковками. Если посмотреть, они нам напоминают пламя свечи, символизируя тем самым наше молитвенное горение к богу. А необычный красивый внешний вид куполу придают такие скалистые пласты самых разнообразных оттенков и раскраски. Наслаиваясь, они создают впечатление наслоений времен и столетий в купе соединяя временное человеческое с вечным божественным творением. И когда в этой церкви были божественные службы и литургии, конечно, в этом храме было очень много церковной утвари: и старинных икон, и икон афонского письма (это те иконы, которые были присланы из Греции от тех монастырей в дар благословения нашей обители на Кавказе), и другая церковная утварь. Везде в подсвечниках горели свечи, лампады, а в этой части храма располагался алтарь. Алтарь — это самое главное святое место в храме. И как правило, православные храмы строятся алтарем на восток. Как видите, алтарь в восточном направлении. Традиционно в православии это символ того, что Господь Иисус Христос для нас истинное солнце правды, от которого сияет вечный божественный свет. И вот в те времена на этом месте как бы тень креста отпечаталась. В бытность той обители здесь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы, особая святыня на этом месте находилась. Монахи с таким благоговением относились к этой святыне, и вокруг нее горело такое множество свечей, а какое зрелище необычное было, глаз невозможно было оторвать.
В 1928 году здесь были съемки фильма на атеистическую тему под названием Иуда. Этот фильм снимали в тот самый год, когда после революции монастырь был окончательно ликвидирован. И в том произволе, хаосе, неразберихе вся церковная утварь, которая была в этом храме, после съемок фильма исчезла бесследно. И тогда в архиве монастыря был оригинал карты-схемы разветвленных подземных ходов с подробнейшими описаниями. Вы уже видели на литографии, какой огромный был монастырь, с какими огромными постройками. Все здания, постройки, храмы были соединены сетью таких подземных ходов, по которым мы сейчас шли. Даже в одной из книг монастыря читаем: «Монахи, во избежании какого-то искушения, могли не поднимаясь наверх, а по подземному ходу проходить из одного храма в другой на любую службу». А дальше от монастырского плато в двенадцати различных направлениях шли подземные ходы протяженностью от 5 до 10 километров. Они соединяли близлежащие окрестные станицы. Допустим, Севастопольскую — напрямую 7 километров. Оттуда был мужчина, он вспоминал своего прадеда, который рассказывал про подземные ходы. Новосвободная, она в те времена называлась Царской, в честь пребывания царя Александра II, царя-освободителя, где велись переговоры мирные. Там был когда-то памятник в старину, после революции его разрушили. В настоящее время есть остатки часовенки в память о пребывании царя Александра II. Самый длинный ход выходил в район станицы Даховской, его длина составляла где-то километров 17. И наиболее впечатлил случай, когда сюда пришли в 2007 году три молодые женщина, они из Даховской. Они были очень впечатленны увиденными подземными ходами. Их память была полна впечатлений от рассказов их прапрабабушки. Она у них 104 года прожила, в 2002 году, вспоминая молодость, она рассказывала про эти подземные ходы и лабиринты, как из Даховской по этим ходам они в церковь сюда приходили.
И вот в 46-м году, когда взрывали храм, конечно, от взрывов и многие ходы засыпало. А в 47 году здесь основали детскую воспитательную колонию. Она до 71-го года была здесь, ее перевели в станицу Переяславскую в Брюховецком районе на Кубани. Она кстати там до сих пор и находится. Оттуда были люди недавно, говорили дети убегают, не сюда ли они снова возвращаются, в свои прежние места? И вот, дети тут свободно ходили, хотя была идеальная дисциплина и порядок. Дети есть дети, они, проходя по расщелинам, ухитрялись гулять по этим подземным лабиринтам и уходить так далеко, что сами запутывались, и тогда оказывались заложниками подземного царства. Вызывали специальные бригады разыскивать детей по этим подземным ходам и лабиринтам. Во избежании трагических последствий тогда колонии дали строжайший приказ: эти ходы капитально усечь. И в настоящее время общая протяженность всех ходов составит ну не больше 500 метров с тремя оставшимися входами. И один из ходов сейчас проведет нас в келью пещерного монаха. Увидите место подвижничества для молитвенных трудов. Слева вначале миниалтарь — это угол для особых коленопреклоненных молитв, а рядом сама келья — комнатка внутри. Она состоит как бы из двух частей: деревянная досточка — своеобразная лежанка, на которой монах немного отдыхал после молитвенных трудов рядом с молильной комнаткой. Она внутри скалы изолированна. Они изредка выходили на свет божий туда в лес, к роднику за водичкой. Там слева, выходя, этот ход виден, но по нему мы не пройдем — он засыпан, там только несколько метров по-пластунски до переходничка куполообразного. И вот вниз по этому ходу спускались туда вниз к роднику, который бьет там под скалой. Как милостыню к роднику и хлебушек приносили. Вот кусочек хлебушка и кружечка водички — вот и вся скудная пища пещерного монаха. Конечно, кто из вас читает духовную литературу, то, что касается жизни святых, в каких невероятных трудных условиях, тяготах и лишениях проходила их жизнь. И вот те испытания, которые терпели монахи, жившие в этой кельи в молитвенных трудах и подвигах, нам, обычным людям, вряд ли выдержать. Сила святых не от мира сего, через них действовала уже благодать духа святого , подкрепляя их на такие труды и подвиги. И вот место, где мы находимся, это все-таки храм божий, намоленный старцами-монахами. Благодать, присущая святым намоленным местам, не покинула этих мест. Многие это ощущают и внутренним состоянием души. А поскольку здесь дано добро и разрешение фотографировать, были случаи, сделав фотографии, на снимках запечатлевается что-то необычное, но не всегда. Но все-таки были случаи. Чаще всего на снимках запечатлевается благодатный огонь крестного знамения — это когда весь снимок пронизывают такие ярко-желто-оранжевые полосы, напоминающие блики молний. Как-то летом паломники из станицы Ладожской со своим священником приезжали. На фотоаппарате у священника очень хорошо запечатлелся благодатный огонь крестного знамения. Причем он пояснил, не от сияния свечей, даже при полнейшей темноте может такой эффект появится. Как-то одна паломница-чтица сюда приезжала. И последняя ее поездка наполнилась восторгом: у нее на снимке у стены запечатлелась тень монаха в монашеской рясе. Потом появляются на снимках такие белые легкие воздушные облака. У одного паломника над куполом это облако приняло вид летящего ангела. Еще были случаи, на снимке запечатлевались такой правильной геометрической формы синеватый светящийся шар. И когда шар укрупняешь полным планом, там внутри шара как бы одна и та же иконка — Богоматерь.
Кстати, у меня была группа паломников из Ростова. И женщина купила 10 новых свечей в храме, ну, видимо, домой хотела увезти. И она попросила нас выйти, она хотела помолится. Я не могу описать, у нее свечи, все 10 свечей, сами загорелись. Она была полна какого-то страха. И когда она выскочила из кельи, свечи уже дотлевали.
Аватара пользователя
Enot
 
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 21:00
Откуда: Азов
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение наблюдатель » 29 мар 2010, 12:12

Спасибо Леша! С твоего позволения, включу в отчет!
Аще где в сообщении сим грубостию моей пропись или небрежением писано, молю вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения (С) древнерусские летописцы.

Отчеты CET-Club
Аватара пользователя
наблюдатель
 
Сообщения: 3836
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 12:43
Откуда: Нахичевань, Северо-западный отрог Гималаев
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Enot » 29 мар 2010, 20:41

Без проблем! Авось, кому пригодится...
Аватара пользователя
Enot
 
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 21:00
Откуда: Азов
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение Максим-Ищущий » 31 мар 2010, 18:48

Ребята спасибо вам огромное за поездку!!!!!!!!!! Все было супер!!!! Хорошие вы ребята!!!
Максим-Ищущий
 
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 05 мар 2010, 16:31

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение svr » 19 мар 2013, 12:53

Коллеги, трек кто-нибудь писал когда-нибудь на дольмены Богатырской поляны ?
Аватара пользователя
svr
 
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 14:26
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение наблюдатель » 19 мар 2013, 23:12

svr у меня есть!
Аще где в сообщении сим грубостию моей пропись или небрежением писано, молю вас: не зазрите моему окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не ангел Божий, но человек грешен и зело исполнен неведения (С) древнерусские летописцы.

Отчеты CET-Club
Аватара пользователя
наблюдатель
 
Сообщения: 3836
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 12:43
Откуда: Нахичевань, Северо-западный отрог Гималаев
  • WWW
  • ICQ

Re: Дольмены Богатырской поляны, урочища "Клады", 20-21.03.2010

Сообщение svr » 20 мар 2013, 09:02

во, это дело!
будет время - забрось плиз мне в почту
спасибо.
Аватара пользователя
svr
 
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 14:26
  • ICQ

Пред.

Вернуться в Горная стихия



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8